Профессор физики и астрономии Реджис-колледжа Сантош Мэтью надеется, что люди пересмотрят свои привычки прежде, чем станет слишком поздно, пишет Идеономика.
Человечеству известно множество рисков глобальных катастроф, но одни представлены в медиа куда шире, чем другие. Столкновение с астероидом, извержения супервулканов и изменение климата — все это было в голливудских фильмах. И все это в прошлом наносило разрушительный урон жизни на нашей планете. Тем не менее, новая глобальная угроза, неизвестная многим людям и способная уничтожить саму жизнь, зреет в тени нашей повседневной жизни. Она подпитывается безмерным желанием материального потребления. И, как ни парадоксально, это следствие самой человеческой жизни.
Просто посмотрите вокруг — вы всегда окружены материальными объектами — независимо от того, нужны они или нет. Каждый кусочек этого материала, который мы используем, представляет собой растущую сеть глобальных действий, которые медленно подрывают эмоциональное здоровье человека, истощают ресурсы Земли и разрушают естественную среду планеты. Существует ли риск того, что потребительство в конце концов превратит Землю в непригодный для жизни мир? И можем ли мы остановиться, пока не стало слишком поздно?
Группа ученых из израильского Института наук Вейцмана недавно опубликовала исследование, в котором сравнивалась масса, созданная человеком (антропогенная масса), со всей живой массой (биомассой) на земном шаре. Они показали, что впервые в истории человечества первая либо уже превзошла последнюю, либо это случится в ближайшие годы.
По оценкам Института Вейцмана, в среднем каждый человек на земном шаре каждую неделю производит больше антропогенной массы, чем его собственный вес. «Понимание того, что антропогенная масса теперь весит столько же, сколько все живые существа, и тот факт, что она продолжает быстро накапливаться, ясно говорит о том, что человечество в настоящее время играет основную роль в формировании облика планеты, — говорит профессор Рон Майло, чья лаборатория проводила это исследование. — Деятельность людей в значительной степени влияет на жизнь на Земле».
Это открытие не стало неожиданностью для многих, кто считает, что люди уже открыли новую геологическую эпоху под названием антропоцен — эра людей, термин, популяризированный лауреатом Нобелевской премии и химиком Полем Крутценом. Хотя точное начало этой эры спорно, нельзя отрицать, что люди стали доминирующей силой на этой планете, изменяя своими действиями все остальные формы жизни.
Масштабы и размеры антропогенной массы вызывают тревогу. Возьмем, к примеру, пластик — эра современного пластика зародилась только в 1907 году, но сегодня мы производим 300 млн тонн пластика ежегодно. А тот факт, что после воды наиболее широко используемое вещество на Земле — это бетон, вообще находится за пределами понимания.
Массовый процесс геоинженерии, инициированный людьми, ускорился, когда стали широко доступны такие материалы, как бетон и агрегаты. Эти два материала составляют основной компонент роста антропогенной массы. Даже относительно недавний прогресс человека в освоении космоса, начавшийся около 60 лет назад, вызывает катастрофическую проблему космического мусора. Наряду с этим мы наблюдаем таяние полярной шапки и вечной мерзлоты и повышение глобальной температуры.
Итак, почему это происходит? Неужели склонность к материализму заложена в людях генетически и способна довести нас до собственной гибели? Можно ли считать накопление антропогенной массы показателем скорости уничтожения человечества? Или природа даст людям возможность справиться с этой проблемой? Это вопросы, на которые нет ответов.
Хотя есть свидетельства того, что материализм приобретается и формируется культурой, кто-то считает, что накопительство могло стать результатом естественного отбора. Возможно, вещи дают нам чувство безопасности и статуса, которое, несомненно, сыграло более важную роль в истории человечества.
Каким-то образом создание нового стало божественным словом в коллективной человеческой психике. Оно назойливо влезает во все наши начинания, от древних историй до современных исследовательских и опытно-конструкторских отделов. «В начале сотворил Бог небо и землю…» — говорится в книге Бытия в Библии. Людей приучили верить, что создание чего-то нового — значимая цель жизни и единственный способ реализовать свои амбиции. Так мы и забываем ограничить использование.
Ограничения науки никогда не были столь очевидны при попытке решить эту загадку. Опора только на «зеленые» технологические решения несовершенна, поскольку основное внимание по-прежнему уделяется новым вещам и большему использованию, а не изменению образа жизни или бизнес-моделей, которые изначально создали эту проблему. Даже если заменить все автомобили, работающие на ископаемом топливе, на электрические, например, в городах все равно продолжится борьба с машинами за пространство на дорогах, а электромобили будут влиять на мировые ресурсы из-за материалов, необходимых для их создания.
«Накопление антропогенной массы также связано с развитием городов, наряду с соответствующими экологическими последствиями, которые наблюдаются во всем мире, — говорит один из авторов исследования Института наук Вейцмана Эмили Эльхачам. — Я надеюсь, что повышение осведомленности будет способствовать изменению поведения, которое позволит найти лучший баланс. Каждый шаг в этом направлении будет иметь положительный эффект».
Посмотрите на углеродный след от гаджетов, интернета и поддерживающих систем. На его долю приходится около 3,7% глобальных выбросов парниковых газов, и, по прогнозам, к 2025 году объем выбросов увеличится вдвое. Можно сократить выбросы, написав на одно электронное письмо меньше или отказавшись от ненужного обмена фотографиями в социальных сетях — это выглядит мелочью для одного человека, но сложите миллиарды таких маленьких действий.
Крупные технологические компании заявляют, что становятся экологичными или ставят цели по снижению выбросов углерода, но они вовсе не поощряют людей тратить меньше времени в социальных сетях или заказывать меньше товаров. Напротив, рекламные и маркетинговые модели передают мощные послания, подкрепляющие лозунг: создавать и потреблять больше.
Этот иррациональный дикий материализм глубоко укоренился в традициях и культурных символах. В Соединенных Штатах за Днем Благодарения следует еще один карнавал под названием Черная пятница. Во время этого ритуала длинные очереди клиентов вваливаются в торговые центры, люди часто получают травмы или оказываются затоптанными, но они убеждены, что дело того стоит.
В эпоху антропоцена люди чувствуют себя вправе возлагать надежды на технологии, которые решат любые проблемы, чтобы они могли спокойно делать то, что делают. Например, столкнувшись с тем, что в окружающей среде стало слишком много долгоживущего пластика, всплеск инноваций привел к созданию биоразлагаемых кофейных чашек, многоразовых хозяйственных сумок и соломинок. Конечно, у модели устойчивого роста, включающей окружающую среду, гораздо больше шансов на укрепление, но нам нужен другой подход к устойчивости, который учитывает массовое потребление.
Covid-19 напомнил, насколько хрупка и неподготовлена человеческая цивилизация, когда речь идет даже о таких известных вещах, как пандемия. Мы также увидели, что поведение человека можно изменить с помощью незначительных действий, например, надеть маску, чтобы уменьшить интенсивность глобальных трагедий. Пассивный подход к распространению антропогенной массы объясняется не только тем, что люди ничего не знают о ее влиянии, но и с нашей склонностью отвергать факты, не соответствующие привычному мировоззрению. Мы от природы склонны не обращать внимания на проблемы, которые не мешают повседневной жизни или не снижают комфорт.
Кроме того, люди находят утешение в мысли о том, что природа помогает организмам выживать, что бы мы ни делали. Медленная и постепенная эволюция в дарвиновском стиле посредством естественного отбора часто ускоряется в определенных чрезвычайно загрязненных средах. В 2016 году группа ученых из Японии обнаружила на заводе по переработке бутылок штамм бактерий, которые могут разрушать и метаболизировать пластик. С другой стороны, это открытие показывает, насколько тонко и мощно человеческие действия меняют жизнь на этой планете.
Адаптация организмов в ответ на загрязняющие вещества — сложное явление. «В долгосрочной перспективе устойчивый рост антропогенной массы приведет к потере мест обитания из-за их физического перемещения и изменения, например, загрязнения токсичными веществами в результате производства и утилизации антропогенной массы», — говорит ведущий автор исследования, биолог из Университета Макгилла Алессандра Лориа. Исследования показывают, что негативные эффекты загрязнения часто усугубляются в течение нескольких поколений, хотя механизм преодоления различается у разных видов.
Быстрое истощение природных ресурсов и биоразнообразия — это не обычная эволюционная гонка, к которой привыкла природа. Хотя некоторые виды, безусловно, могут адаптироваться к изменениям, происходящим в окружающей среде, люди больше не относятся к простым видам, которые следуют дарвиновской эволюции. Мы — гораздо более крупная сила, которая стала двигателем эволюции на этой планете.
Исследования показывают, что большинство видов не смогут эволюционно адаптироваться достаточно быстро, чтобы нейтрализовать последствия изменений окружающей среды, вызванных деятельностью человека. И наш собственный вид не будет исключением.
Нет никаких доказательств того, что мы уничтожим себя, но есть явные признаки, что мы игнорируем последствия на свой страх и риск. Например, некоторые массовые вымирания в истории Земли связаны с повышением кислотности океанов. Океаны поглощают около 30% углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, что, в свою очередь, увеличивает кислотность. Возможно, океаны закисляются быстрее, чем за последние 300 миллионов лет, в первую очередь из-за деятельности человека.
«Наша жизнь пострадает из-за потери многих преимуществ экосистем и услуг, которые несет биологическое разнообразие, — говорит Лориа. — Например, загрязнение воды может вызвать сокращение разнообразия пищевых продуктов и/или их качества и безопасности. Широко распространенная деградация экосистем угрожает условиям жизни на Земле, в частности выживанию нашего собственного вида в долгосрочной перспективе».
Наше влияние на планету гораздо глубже, чем углеродный след или глобальное потепление. Это указывает на будущее, в котором антропогенная масса возьмет на себя — если этого еще не произошло — идентичность Земли и ее жизни. Столкнувшись с этим, люди сами могут проиграть в эволюционной гонке.
Исключение таких материалов, как бетон или пластик, или их замена альтернативными не решит фундаментальную проблему человеческого отношения и нашего беспрецедентного стремления к большему. Именно здесь материализм может плавно превратиться в предполагаемый фактор риска глобальной катастрофы. У цивилизации никогда раньше не было такого множества способов превратить нашу планету в заурядный мир.
В отсутствие защитного эволюционного щита наше выживание может зависеть от интеллекта. Как выразился профессор науки Гарвардского университета и астроном Авраам Леб, ищущий мертвые космические цивилизации, «признак интеллекта — это способность обеспечить лучшее будущее».
«Если мы продолжим вести себя таким же образом, то не сможем жить очень долго, — говорит он. — С другой стороны, наши действия могут стать источником гордости для потомков, если мы сможем поддержать цивилизацию, достаточно разумную, чтобы продлиться на многие века».
История Бхасмасуры в индуистской мифологии предлагает жуткую параллель с влиянием материализма. Как подвижник Бога Шивы он получает от него дар, который дает возможность превратить любого в пепел простым прикосновением к голове. Сразу после получения этой магической способности Бхасмасура пытается проверить ее на самом Шиве. История гласит, что Шиве удается сбежать.
Но люди могут оказаться не такими везучими, чтобы избежать последствий своих действий. Если мы не предложим иное видение, основанное на сокращении потребления, пламя нашего собственного материализма может поглотить и нас, и нашу бледно-голубую точку.