Президента и премьер-министра Казахстана могли прослушивать с помощью Pegasus. Скандал набирает обороты

Автор -
607

20 июля Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) дополнил казахстанский сектор шпионского списка Pegasus («Пегас»). В нем оказались президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, премьер-министр Аскар Мамин и аким Алматы Бакытжан Сагинтаев. Об этом сообщает «Азаттык».

Первоначально в списке было пять имен — двух журналистов и трех общественников, в том числе двоих иностранцев, но центр отмечал, что всего в «казахстанском списке» около двух тысяч номеров.

Вот чьи номера удалось обнаружить расследователям в утечке данных NSO Group:

  • Серикжан Маулетбай, корреспондент новостного портала Informburo.kz, активно ведет блог в соцсетях;
  • Бигельды Габдуллин, глава ПЕН-клуба, бывший главный редактор газеты Central Asia Monitor, был осужден за вымогательство в 2017 году;
  • Бахытжан Торегожина, казахстанская правозащитница, возглавляет правозащитную группу «Ар-Рух-Хак».

В казахстанском списке также значатся Квентин Гиёме и Мартин Вийом. Эти люди малоизвестны в Казахстане, однако слежка за ними, как предполагается, могла быть заказана в связи с оппозиционером и банкиром в изгнании Мухтаром Аблязовым, получившим политическое убежище во Франции.

Квентин Гиёме – активист, который в настоящее время является вице-президентом и представителем французской политической партии Génération Ecologie. Он основал Cosmopolitan Project Foundation, неправительственную организацию, которая поддерживает гражданское общество в странах, переживающих демократические преобразования, и организовывал мероприятия для Мухтара Аблязова. Гиёме также возглавляет Французское государственное учреждение «Национальный центр университетских и школьных работ».

Мартин Вийом в настоящее время является сотрудником французской гуманитарной организации «Католический комитет против голода и для развития», специализируется на Латинской Америке. Ранее он работал в Oxfam France и Международной бригаде мира во Франции.

В OCCRP отметили, что приведенные имена – «небольшая выборка казахстанских номеров, которые были объектами слежки». «Включение в список не означает, что телефоны этих людей были однозначно взломаны, но как минимум позволяет предположить, что ими интересовался клиент NSO Group – с наибольшей вероятностью, правительство Казахстана», – пишет OCCRP.

Спецслужбы как минимум 10 стран использовали для слежки за политиками, журналистами и активистами программное обеспечение, разработанное израильской компанией, выяснили СМИ. Сама компания отвергает эти данные.

Это выяснилось в ходе совместного расследования случаев утечки информации, проведенного 17 изданиями, в том числе газетами Washington Post, Guardian и Le Monde.

ПО под названием Pegasus было создано компанией NSO Group, основанной в 2010 году двумя израильтянами и базирующейся в пригороде Тель-Авива.

NSO Group поставляла программу разведывательным службам, правоохранительным огранам и военным по всему миру с 2016 года.

Парижская некоммерческая организация Forbidden Stories и правозащитная организация Amnesty International получили доступ к списку из более 50 тысяч телефонных номеров, который клиенты компании выбрали для потенциального наблюдения.

Неизвестно, за всеми ли номерами велась слежка, однако журналистам, которые получили доступ к списку, удалось идентифицировать около тысячи владельцев номеров из 50 стран. Среди них были правозащитники, оппозиционные политики, журналисты, адвокаты, предприниматели, а также чиновники.

В списке, в частности, обнаружили несколько представителей арабских королевских династий, 65 топ-менеджеров, 85 правозащитников, 189 журналистов и свыше 600 политиков и чиновников, в том числе министров некоторых государств.

Фирма NSO Group в воскресенье заявила, что ее программное обеспечение предназначено для борьбы с преступникам и террористами и поставляется только государствам, которые уважают права человека.

«NSO Group продает технологии лишь правоохранительным и разведывательным службам благонадежных властей с единственной целью — для предотвращения преступлений и терактов ради спасения жизней», — говорится в заявлении.

Министерство обороны Израиля также заявило, что Израиль разрешает продавать продукцию, связанную с кибербезопасностью, только государственным органам и только для борьбы с преступностью и терроризмом.

«Если обнаружится, что [продукция NSO Group] использовалась с нарушением условий лицензии или заверений стран-покупателей, мы примем соответствующие меры», — говорится в заявлении минобороны Израиля.

Одновременно министерство подчеркнуло, что не имеет доступа к информации, которую собирают клиенты NSO Group.

Эти разъяснения во вторник повторил и министр обороны Израиля Бени Ганц: как сообщает местная пресса, он сказал, что Израиль разрешает экспорт подобной киберпродукции только на борьбу с преступностью и терроризмом, и что его министерство сейчас изучает подробности истории с Pegasus.

Большая часть номеров из списка сосредоточена в 10 странах: Азербайджане, Бахрейне, Венгрии, Индии, Казахстане, Мексике, Марокко, ОАЭ, Руанде и Саудовской Аравии.

Почти треть — около 15 тысяч — принадлежит гражданам Мексики, в том числе журналисту, ставшему жертвой покушения.

Порядка 300 номеров находятся в Индии. Индийское правительство неоднократно отвергало использование специальных программ для слежки за своими гражданами.

Криминалисты, с которыми в ходе расследования сотрудничала газета Washington Post, установили, что 37 айфонов взлому, из них два принадлежали знакомым убитого в 2018 году в Стамбуле саудовского оппозиционного журналста Джамаля Хашогги.

В проанализированном журналистами списке также нашлись номера, принадлежащие сотрудникам AFP, Wall Street Journal, CNN, New York Times, Al Jazeera, El Pais, AP, Le Monde, Bloomberg, Economist и Reuters, пишет Guardian