На заседании Жогорку Кенеша сегодня, 29 июля, депутаты рассмотрели проект конституционного Закона «О Кабинете Министров КР». Инициатор – Президент Кыргызской Республики, сообщает пресс-служба парламента.
Было отмечено, что законопроект разработан в целях реализации Конституции КР. Документом определяется правовой статус Кабинета министров, его структура и состав, полномочия, ответственность, порядок организации деятельности, а также порядок взаимодействия Кабмина с Жогорку Кенешем и другими органами власти. Кроме того, в законопроекте прописан новый порядок назначения и формирования состава Кабинета министров.
В ходе обсуждения депутаты напомнили, что данный законопроект по предложению депутатского корпуса был направлен на доработку.
Депутаты Сайдулла Нышанов, Айбек Осмонов, Бактыбек Райымкулов, Кожобек Рыспаев, Айнуру Алтыбаева и другие предложили поддержать предлагаемый проект концептуально и, учитывая большой объем предложенных к нему поправок, предложили сформировать совместную рабочую группу в целях детальной проработки законопроекта в режиме второго чтения.
Депутат Аалы Карашев добавил, что вышеуказанный законопроект рассматривается в пакете с проектами законов «О местной государственной администрации», «О местном самоуправлении» и «О государственной гражданской службе и муниципальной службе». В связи с этим он предложил их также доработать рабочей группой.
Депутаты поддержали эти предложения и направили законопроекты на голосование в первом чтении.
Утром 29 июля ряд депутатов попросили снять с повестки дня законопроекты о Кабмине, местной госадминистрации и местном самоуправлении.
Также 22 июля парламент снял с повестки дня и депутаты высказались с критикой законопроекта, в частности, некоторых моментов:
— членам кабмина дается неприкосновенность;
— члены кабмина обеспечиваются служебным жильем;
— у президент есть возможность утвердить членов кабмина своим решением, если депутаты ЖК не дали согласия;
— президент вправе осуществлять исполнительную власть [по мнению депутатов, он должен, а не вправе];
— председатель кабмина может созвать внеочередную сессию парламента.
22 июля, выступая с докладом, министр юстиции Асель Чыныбаева рассказала о широких полномочиях президента при формировании состава и структуры правительства:
— Согласно 89 статье Основного закона, президент Кыргызстана осуществляет исполнительную власть и определяет состав и структуру кабинета министров. В связи с этим соответствующим законопроектом предлагается порядок формирования кабинета министров. Также документ предполагает, что привлечение министров к уголовной ответственности осуществляется с согласия президента.
По проекту закона, председатель кабинета министров, его заместители, главы министерств и госкомитетов назначаются президентом с согласия Жогорку Кенеша. Но в случае трехкратного отказа парламента согласовать кандидатуры, президент вправе назначить их самостоятельно. Также глава государства может по желанию освобождать от должности членов кабмина. Кроме того, для чиновников предусмотрен ряд привилегий.
Во время обсуждения документа парламентарии назвали законопроект сырым, что он выходит за рамки некоторых правил. Ряд депутатов раскритиковал норму, предоставляющую неприкосновенность министрам при наличии государственной награды. Депутат Аалы Карашев заявил, что принятие таких изменений противоречит Основному закону:
— Тут говорится о тех, кто имеет государственную награду. Перед законом все граждане Кыргызстана равны. И если гражданин совершил преступление, то пусть отвечает в рамках закона. Как вообще такое может быть, когда какая-то госнаграда предоставляет подобные привилегии? Это неправильно!
Депутат Каныбек Иманалиев затронул вопрос обеспечения жильем министров. По его мнению, если делать это за счет бюджета, такая норма вызовет недовольство в народе. «Вы здесь прописали, что всех министров надо обеспечить бесплатным жильем за счет государства. Тогда надо посчитать — сколько министров у нас, на какую сумму купите жилье, включено ли это в бюджет? У нас учителя, врачи и работники культуры не имеют собственного жилья. Министры меняются каждый год, хватит ли возможности у правительства каждый раз покупать им жилье?», — вопрошал депутат.
Депутат Дастан Бекешев обратил внимание на то, что в законопроекте указаны права президента, но нет четкого определения обязанностей и ответственности главы государства:
— Так нельзя. В законопроекте надо четко это прописать. Иначе будет хаос, это уже началось. Президент должен быть обязан осуществлять исполнительную власть, а не наделен таким правом. Он говорил: «Возьму ответственность на себя, дайте мне власть, я улучшу вашу жизнь». Мы предоставили ему власть, пусть теперь улучшает жизнь граждан.
Депутат Жанар Акаев утверждает, что законопроектами, регулирующими полномочия кабинета министров и местного самоуправления, власти борются за влияние:
— ГКНБ сейчас задерживает любого министра или акима. В этом законе президент говорит: «ГКНБ без моего разрешения не будет арестовывать». Даже акимы будут задерживаться с разрешения президента. Закон разработали, опираясь не на систему, а на двух людей у власти. Они пишут: «Такой-то задерживает всех, теперь он не сможет это делать. Нужно получить разрешение этого». Основной смысл закона в этом.
Хоть Акаев и не стал называть имена, но он поставил вопрос — действительно ли верхушка власти начала борьбу за влияние.
Большинство выступивших депутатов отметили номинальную роль парламента в работе кабмина. Депутат Сайдулла Нышанов высказался относительно нормы о назначении членов кабинета министров. По его словам, в законопроекте прописано, что если депутаты трижды не утвердят предлагаемых президентом председателя и членов кабинета министров, то президент самостоятельно назначает их:
— Я был депутатом парламента и при президентской форме правления, когда выборы были по одномандатным округам. Мы тогда по одному избирали членов правительства. Зачем тогда вообще нужен парламент? Просто пропишите, что всех назначает президент. В мире все стремятся к демократии, идут вперед, а такие как вы министры тянут назад всю страну и президента.
Несмотря на высказывания депутатов многие сказали, что они запоздали со своей критикой. Потому что в конце прошлого года эти же депутаты в короткие сроки и в спешном порядке приняли закон о проведении референдума по изменению системы управления. А сейчас законы просто приводят в соответствие с Конституцией, поддерживающей сильную президентскую власть.
Свое мнение выразил и депутат Рыскелди Момбеков. Он отметил, что парламентариям нужно было раньше демонстрировать свою принципиальность:
— Когда принимали Основной закон, мы же кричали, что будут такие последствия. А сегодня критикуете. Так вам и надо! Все свои права мы передали с Основным законом. Теперь не сможем ничего изменить.