Это самый длительный подтвержденный случай инфекции, пишет «Образ жизни».
Об этом клиническом случае, на примере которого стало возможным изучение способов ухода вируса SARS-CoV-2 от клеточного иммунитета, рассказали исследователи из ряда российских научных и медицинских центров: Сколтеха, НИИ гриппа имени Смородинцева, Санкт-Петербургского медуниверситета имени Павлова, Российского национального исследовательского медуниверситета имени Пирогова, 31-й городской больницы Санкт-Петербурга и других. Препринт статьи опубликован на сайте Research Square.
Речь идет о женщине, которую в статье называют «пациентка S», находившейся на последней стадии рака лимфатической системы — диффузной B-клеточной неходжкинской лимфомы. При этом онкологическом заболевании происходит злокачественное перерождение B-лимфоцитов — клеток иммунной системы, отвечающих за выработку антител. В связи с этим, а также из-за принимаемых препаратов, у пациентки практически отсутствовал гуморальный (антительный) иммунитет.
Первый положительный тест на ковид женщина получила в апреле 2020 года, а первый отрицательный тест — только в марте 2021 года. Таким образом, пациентка была заражена в течение 318 дней, что является на сегодняшний день рекордом по продолжительности инфекции. За это время женщина перенесла два эпизода тяжелого ковида с высокой температурой и пневмонией. При этом в течение всех 318 дней пациентка была инфицирована одной и той же линией вируса, и от нее больше никто не заразился.
Команда ученых во главе с профессором Сколтеха Георгием Базыкиным (Georgii Bazykin) все это время пристально следила за изменением вируса в организме пациентки. Дело в том, что в ситуации, когда вирус достаточно долго остается в одном и том же организме-хозяине, в нем накапливаются мутации, позволяющие ему уходить от иммунитета, что поневоле превращает людей с ослабленной иммунной системой в очаги быстрой эволюции вируса.
Выяснилось, что почти за год присутствия в организме пациентки S вирус претерпел в общей сложности 40 генетических изменений, меняясь с гораздо более высокой скоростью, чем в общей популяции. Как установили Базыкин и его коллеги, ввиду отсутствия у пациентки нейтрализующих антител, все мутации вируса были направлены на то, чтобы позволить ему эффективно уходить от атаки другой части иммунной системы, Т-клеточного иммунного ответа.
В свете продолжающейся пандемии и появления все новых вариантов SARS-CoV-2 со все более опасными свойствами, пример пациентки S может иметь большое значение. «Когда такие варианты зарождаются, они зачастую очень быстро накапливают множество мутаций, точно так же, как это происходит в организме людей с подавленной иммунной системой. Это позволяет предположить, что организм таких людей представляет собой род «тренажерного зала» для вируса, где он приобретает черты, необходимые для более эффективного заражения человечества. И хотя вирус, который мы изучали, так и не вышел за пределы «спортзала», полученные нами результаты демонстрируют, что оборудование этого «зала» гораздо более разнообразно, чем мы думали до сих пор», — отметил профессор Базыкин.