С 2001 года Соединенные Штаты потратили в Афганистане 2,26 триллиона долларов, подсчитал проект Costs of War в Университете Брауна — инвестиции, которые привели к хаотичному и унизительному завершению самой продолжительной войны Америки. Об этом сообщает «Аль-Джазира».
Нет недостатка в контрольных показателях, чтобы подсчитать цену самой продолжительной войны Соединенных Штатов. Кровь — безусловно, самый ценный показатель. По сравнению с этим сокровище кажется незначительным. Но поскольку изображения афганцев, кишащих в аэропорту Кабула, отчаянно пытающихся спастись бегством из-под власти Талибана, наводняют экраны по всему миру, огромные суммы, потраченные США на попытки превратить Афганистан в либеральную демократию, заслуживают тщательной проверки. В противном случае уроки могут быть забыты, а трагические ошибки повторены.
Основа любых усилий по построению нации — безопасность. Если люди не чувствуют себя в безопасности, процветают нестабильность, взяточничество и коррупция, в то время как формальная экономика увядает.
Еще в 2001 году экономика Афганистана лежала в руинах из-за более чем двух десятилетий войны, которая предшествовала вторжению под руководством США в октябре того же года.
С 2001 года США потратили 2,26 триллиона долларов на Афганистан, подсчитали в проекте Costs of War в Университете Брауна. Самый большой кусок — почти 1 триллион долларов — был израсходован на финансирование операций на случай непредвиденных обстоятельств за рубежом для Министерства обороны. Вторая по величине статья — 530 миллиардов долларов — это предполагаемые процентные выплаты по деньгам, взятым правительством США для финансирования войны.
Тем не менее, несмотря на все эти триллионы, Афганистан по-прежнему имеет одну из самых маленьких формальных экономик на планете. В прошлом году президент Ашраф Гани заявил, что 90 процентов населения живет менее чем на 2 доллара в день.
Тем временем процветает нелегальная экономика. После того, как американские войска отстранили Талибан от власти в 2001 году, Афганистан укрепил свое место в качестве ведущего мирового поставщика опиума и героина — корону, которую он, вероятно, сохранит, когда Талибан снова одержит победу.
Если это возвращение не было достаточно плохим для США, афганская армия и правительство, которое она должна была защищать, теперь рухнули. Президент Ашраф Гани бежал из страны, и талибы делают селфи за его столом. Вот что принесло США инвестиции в размере 2 триллиона долларов: хаотичный, унизительный конец 20-летней войны.
Мрачная бухгалтерская книга
С 2001 года США выделили более 144 миллиардов долларов на восстановление Афганистана. Большая часть этих денег пошла частным подрядчикам и неправительственным организациям, которым правительство США поручило реализацию программ и проектов по созданию сил безопасности Афганистана, совершенствованию управления, содействию экономическому и социальному развитию и борьбе с незаконными наркотиками.
Самым серьезным провалом этих усилий по восстановлению — и самым дорогостоящим — были потраченные 88,3 миллиарда долларов на обучение и оснащение афганской армии с мая 2002 года по март этого года.
Перед афганской армией была поставлена задача дать отпор талибам и другим вооруженным группировкам, таким как «Аль-Каида» и ИГИЛ, которые представляли реальную угрозу для поддерживаемого США афганского правительства. Но быстрота, с которой 300-тысячные войска сложили оружие перед лицом наступления Талибана, выдавали, насколько мало веры солдат страны в учреждение, которому они служат, и национальное правительство, которое они поклялись защищать.
Уникальные исторические и культурные факторы Афганистана, несомненно, помогли сформировать этот результат. Но плохой мониторинг и оценка усилий США также виноваты в разбрасывании хороших денег за плохими.
Именно поэтому Конгресс США создал SIGAR — Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана. С 2008 года он проводит аудит и оценку усилий Вашингтона по восстановлению Афганистана. Публикуемые им отчеты отличались своей дальновидностью и склонностью не критиковать, когда дело доходит до освещения расточительства, мошенничества и злоупотреблений.
Например, в отчете за 2017 год об усилиях США по обучению афганских сил безопасности было обнаружено, что «политически ограниченные» временные рамки Вашингтона «последовательно недооценивали стойкость афганских повстанцев», но при этом переоценивали возможности афганских правительственных сил. По словам SIGAR, США также ошиблись, пытаясь внедрить передовое западное оружие и системы управления в в основном неграмотные боевые силы, увековечивая зависимость Афганистана от сил США, вместо того, чтобы создавать афганскую армию, которая могла бы стоять и сражаться самостоятельно. SIGAR также обнаружила, что инструменты, которые использовались для мониторинга и оценки прогресса в обучении в США, замаскировали «нематериальные факторы, такие как коррупция и желание бороться».
В прошлом месяце SIGAR опубликовала свой 10-й отчет об «Извлеченных уроках» в Афганистане. «В непредсказуемых и хаотических условиях, таких как Афганистан, плохой контроль или ненадлежащая реализация могут поставить под угрозу отношения с местными сообществами, подвергнуть опасности жизнь сотрудников правительства США и Афганистана и гражданского населения, а также подорвать стратегические цели», — написал генеральный инспектор Джон Ф. Сопко в резюме. .
Отчет на 324 страницах для плотного, но важного чтения. Заняв место в первом ряду во время крушения замедленного движения поезда в связи с участием США в Афганистане, Сопко подчеркнул, где, вероятно, будет ощущаться реальное влияние работы его офиса.
«Это почти аксиома, что Соединенные Штаты периодически участвуют в масштабных усилиях по восстановлению», — написал он. «Если Соединенные Штаты окажутся вовлеченными в другое — даже через несколько лет или десятилетий — выводы, уроки и рекомендации, представленные здесь, могут оказаться полезными».
Действительно полезно. Однако для Афганистана эти уроки были извлечены слишком поздно.