Победа Талибана — серьезное унижение для США, пишет Марван Бишара, старший политический аналитик Al Jazeera.
Поворот событий в Афганистане на прошлой неделе был шокирующим, но неудивительным.
Быстрый захват талибами главных городов страны был захватывающим по скорости и легкости, кульминацией которого стал их марш на столицу, почти не встретивший сопротивления, когда президент Ашраф Гани бежал из страны.
Это было ожидаемо, да, но не так быстро, так победно, так унизительно.
С тех пор, как война началась почти 20 лет назад, сменяющие друг друга администрации США игнорировали надписи на стене, продлевая неизбежное, но не готовясь к нему.
США и их союзникам потребовалось всего два месяца, чтобы «освободить» Кабул от тисков талибов в 2001 году, и менее двух лет, чтобы самодовольный министр обороны Дональд Рамсфельд заявил на пресс-конференции в Кабуле 1 мая. , 2003 г., на этом «большая боевая деятельность» закончилась.
Но это еще не все. Ни в коем случае.
Когда американская оккупация пошла на спад, свергнутый Талибан перегруппировался и начал беспощадную асимметричную войну против правительственных сил США и Афганистана в течение большей части следующих двух десятилетий.
Но сменявшие друг друга администрации США сознательно обманывали американскую общественность, заставляя думать, что на фронте войны в Афганистане все было хорошо, хотя на самом деле все было совсем не так — как они это делали ранее во время войны во Вьетнаме.
Сцена бегства американского персонала из Кабула на прошлой неделе, как и из Сайгона в 1975 году, была совершенно жуткой.
США понесли несколько тысяч жертв, но десятки тысяч афганских сил безопасности погибли, и бесчисленное количество мирных жителей стали настоящими жертвами войны, которая разрушила жизни и средства к существованию бесчисленных семей и общин.
В течение последнего десятилетия талибы разрушили стратегию Вашингтона «очистить, построить и удерживать», терроризируя целые общины, которые сотрудничали с вооруженными силами США.
Полный развал афганских правительственных сил после вывода оставшейся части боевых частей США заставил многих в Вашингтоне и других западных столицах ломать голову в поисках ответов.
Некоторые из этих ответов были легко доступны скептикам войны, которые «мы говорили», которые давно предупреждали, что Афганистан является проверенным «кладбищем империй», будь то Британская империя 19-го века или 20-го века. Советская империя.
По словам древнегреческого македонского императора Александра Великого, в Афганистан «легко войти, но трудно выйти из него».
Но слишком самоуверенная Америка после холодной войны была не в настроении для таких исторических ссылок после того, как теракты 11 сентября ударили по ее экономическим и военным символам в Нью-Йорке и Вашингтоне и убили почти 3000 американцев. Те из нас, кто предостерегал от ведения мстительных войн и оккупации далеких земель как способа борьбы с «глобальным терроризмом» и установления «пакса Америки» на Большом Ближнем Востоке, были проигнорированы.
Решение администрации Буша начать вторую катастрофическую и дорогостоящую войну против Ирака поставило Афганистан в тяжелое положение, и, с практической точки зрения, Вашингтон впоследствии не смог вернуть себе инициативу.
Провал афгано-пакистанской стратегии администрации Обамы по наращиванию войск ознаменовал начало конца войны. С тех пор только гордость мешала ему распознавать очевидное и действовать в соответствии с ним.
Решение администрации Трампа о дипломатическом взаимодействии с Талибаном, по всей видимости, стало началом того, что США полностью или частично сдадут страну сторонникам жесткого курса.
Решение администрации Байдена ускорить вывод войск США независимо от дипломатического, военного или стратегического исхода оставило афганское правительство на произвол судьбы, хотя прекрасно понимало, что долго это продлиться не может.
Но действительно ли это было неизбежно?
Трудно сказать, каков был бы исход, если бы США оставались сосредоточенными на Афганистане, искоренении «Аль-Каиды» и прокладывании пути к более стабильному режиму с помощью соседних стран. Даже Иран предлагал помощь в те ранние годы.
Но решение администрации Буша начать «глобальную войну с террором», включая катастрофическую войну в Ираке, в конечном итоге снизило оценку и провалило ее афганскую миссию.
Он также оттолкнул основных региональных и международных союзников своим исключительным подходом «США или против США» к Ближнему Востоку и международным делам.
Афганистан остался в тени и стал известен как «забытая война», поскольку внимание США было сосредоточено на Ираке. Затем наступил финансовый кризис 2008 года, который еще больше заставил Вашингтон повернуться вовнутрь, ослабив свои внешние обязательства.
Но даже если бы США по-прежнему полностью сосредоточились на Афганистане, не было никакой гарантии, что они смогли бы выполнить более скромную миссию по стабилизации страны.
Фактически, со времен Второй мировой войны США не смогли решительно выиграть ни одну крупную войну, будь то в Корее, Вьетнаме или Ираке.
Более того, география долгое время превосходила стратегию в таких асимметричных конфликтах, как конфликт в Афганистане, где местные силы и региональная динамика превосходят и маневрируют более изощренные имперские силы, развернутые из-за морей.
Это урок, который большинство колониальных держав 20-го века усвоили на собственном горьком опыте, и любой военный историк сказал бы вам.
Афганцы знали, что США могли контролировать сроки их развертывания, но у Талибана было время. И у него была воля.
США, возможно, завоевали определенные сердца и умы, особенно в Кабуле, где они потратили неисчислимые суммы денег, но афганцы в глубине души знали, что Америка рано или поздно уйдет, и им придется иметь дело с талибами.
Не помогало то, что сменявшие друг друга правительства были довольно неумелыми и коррумпированными, не пользовавшимися доверием или почти не пользовавшимися им. Их полная зависимость от военной и финансовой помощи США гарантировала, что они никогда не смогут попытаться выстоять самостоятельно.
То же самое относилось и к вооруженным силам. Несмотря на численное превосходство над Талибаном в четыре раза, коррупция, кумовство и пренебрежение царили высоко, особенно среди высшего руководства.
В общем, это могло быть неизбежно, учитывая грубые ошибки США и неудачи их партнеров, но не должно было быть настолько унизительным.
Но опять же, унижение может быть единственной серебряной подкладкой после двух десятилетий трагедии, которая учит Вашингтон избегать войны любой ценой в будущем, особенно тех ужасных войн выбора на большом Ближнем Востоке.