Ибрагимбек Чакабаев, больше известный как курбаши Ибрагимбек (в некоторых местах пишут Ибрагим-бек), реабилитирован. Такое решение принято на открытом заседании Верховного суда Узбекистана 25 августа, проведённом под председательством заместителя главы Верховного суда Икрома Муслимова. По итогам рассмотрения суд реабилитировал 115 человек, репрессированных в 1920—1930-х годах. Об этом сообщила пресс-службе Верховного суда, передают СМИ.
В общей сложности было рассмотрено 6 уголовных дел, поступивших в Верховный суд 24 февраля. Список жертв репрессий был составлен республиканской рабочей группой, образованной распоряжением президента Шавката Мирзиёева от 8 октября 2020 года «О дополнительных мерах по более глубокому изучению наследия и увековечению памяти жертв репрессий».
В материалах уголовных дел, рассмотренных Верховным судом, отсутствовали какие-либо решения суда. Большая их часть была приговорена к расстрелу или заключению в концлагерях «тройками» ОГПУ (Объединённого государственного политического управления) при Совете народных комиссаров СССР, говорится в сообщении.
Верховный суд удовлетворил протесты, внесённые по 6 уголовным делам в судебную коллегию по уголовным делам заместителем генерального прокурора Узбекистана. Все 115 человек реабилитированы в соответствии со статьёй 83 Уголовно-процессуального кодекса («Основания для реабилитации»).
Среди реабилитированных один из Ибрагимбек Чакабаев, больше известный как курбаши Ибрагимбек с ним вместе еще 16 человек, которые проходили по одному уголовному делу.
«Имеется выписка из протокола заседания ОГПУ от 13 апреля 1932, но отсутствует приговор ОГПУ.
Ибрагим бек Чакабаев, Абдукаюм Парваначи Улаев, Ишан Исахан Мансурханов, Алимардон Датхо Мухамедов, Сулайман Салахутдинов, Кур Артык Аширов, Мулла Нияз Парваначи Хакимов, Мулла Ахмад Бий Саидов, Ташмат Ходжа Бердиев, Азим Марка Астанакулов, Куганбек Ширалиев, Шахасан Иманкулов, Мирзакаюм Черов, Куган Кенджаев, Алят Палван Илъмирзаев и Ишан Палван Бахадур Заде приговорены к расстрелу», сообщают СМИ.
Басмачи двадцать лет воевали с коммунистами, организовав полноценное партизанское движение на территории Центральной Азии. Их лидером долгие годы был Ибрагим-бек, независимый и хитрый командир, ставший на афганских рубежах проблемой №1 для советской власти.
«Это имя более десяти лет держало в напряжении Красную Армию и власти Таджикистана и всей Средней Азии. В судьбе этого человека отразилась сложная и противоречивая история народов Средней Азии. В Таджикистане, Узбекистане, Афганистане Ибрагимбек для кого-то — презренный бандит, жестокий и безграмотный дикарь.
Другие произносят его имя с восхищением, гордятся им как национальным героем, долгие годы в одиночку воевавшим с непобедимой Красной Армией», — писал историк Камолудин Абдуллаев в опубликованном «Ферганой» материале «История в лицах. «Наполеон из Локая» (часть 1, часть 2).
Полевой командир Ибрагимбек вошел в советскую историографию как самый известный лидер движения басмачей, боровшихся с советской властью в 20-е годы прошлого столетия.
Многие годы он входил в число главных кинозлодеев советского кино и антигероев советской литературы. Для одних он был непримиримым врагом, для других стал примером борца за свободу от поработителей. Десять лет Ибрагим-бек вел борьбу с советской властью, пока, наконец, в 1931 году не сдался сам, осознавая бесполезность продолжения войны против Советов. После этого он был осужден и расстрелян.