Означает ли Афганистан конец американской империи?

Автор -
301

Желание Америки вступить в конфликт с целью сохранения мирового господства, похоже, ослабевает. Об этом пишет Залан Хан — обозреватель пакистанской английской ежедневной газеты THE NEWS и основатель форума социальных сетей Qissa Khwani.

«Кладбище империй» — есть ли востоковедческие тропы, которыми больше злоупотребляют? — это любимая ссылка в анализах и комментариях, как будто Афганистан, как и другие места, не был завоеваны и не управлялись иностранными силами бесчисленное количество раз в истории.

Возникает множество вопросов и сомнений относительно того, подходят ли афганцы для атрибутов цивилизованного общества, как будто эти атрибуты предназначены только для западных стран, или, будучи «благородными дикарями», они действовали из лучших побуждений, но слишком слабы или наивны, чтобы за них бороться.

Но поскольку западный нарратив фокусируется на афганцах и их предполагаемых «неудачах», мало кто задумывается о том, что события в Афганистане говорят об Америке, отступающей сверхдержаве и ее растущей неспособности решать глобальные вопросы.

Наблюдая за падением Кабула перед талибами, я вспомнил комментарий бывшего госсекретаря Генри Киссинджера: «Быть ​​врагом Америки может быть опасно, но быть другом Америки фатально».

Самая богатая страна с самой мощной армией в мире потратила два триллиона долларов, развернула целых 775 000 военнослужащих с момента вторжения в 2001 году и обучила, оборудовала и построила вооруженные силы Афганистана. А когда США решили уйти, их афганские союзники сдались в течение недели.

Означает ли Афганистан конец американского столетия или это всего лишь временный скачок в его мировом господстве?

Действительно, в истории есть и другие подобные моменты, когда Америка показывала слабость. Это нападение Японии на Перл-Харбор, в результате которого в 1941 году был уничтожен Тихоокеанский флот США, за которым последовали потери Филиппин в результате вторжения японских войск. Но затем США восстановили свой флот и в течение трех лет поставили Японию на колени.

Была также война 1973 года, в которой египетские и сирийские силы при поддержке Советского Союза предприняли внезапное нападение на территории, оккупированные Израилем. Когда США начали перебрасывать оружие своему союзнику, арабские производители нефти отреагировали на это введением нефтяного эмбарго, которое сильно ударило по экономике США. Но десять лет спустя он свел к минимуму советское влияние в регионе и отделил Египет от арабского националистического блока.

Возможно, еще слишком рано заявлять о закате США, но последние два десятилетия принесли значительные сдвиги в мировой геополитической динамике. Как утверждал индо-американский политический обозреватель Фарид Закария в своей книге 2008 года «Постамериканский мир»: «Тот факт, что новые державы более решительно отстаивают свои интересы, является реальностью постамериканского мира».

Только он неубедительно утверждал, что «подъем остальных» был следствием принятия другими державами принципов и идей политики США.

Оглядываясь назад, можно сказать, что дебют Америки на мировой арене был драматичным и эпохальным. К 1913 году он стал крупной экономической державой, хотя и мало интересовался глобальными проблемами. Это изменится с его вмешательством в Первую мировую войну на стороне союзных держав, обеспечив им победу. После окончания Второй мировой войны стало ясно, что США заменяют Британскую империю в качестве доминирующей державы в большей части мира. И менее чем через 50 лет Вашингтон одержал победу, когда Восточный блок и Советский Союз распались.

Когда США стали доминировать на земном шаре, порядок, в котором они находились, морально подкреплялся их верой в «явную судьбу» и экономически подкреплялся долларом США как резервной валютой, поддерживающей огромный разрыв между их экономической мощью и ближайшими соперниками и контролем над ними.

Этот мировой порядок рухнул в основном из-за самих США. Его моральное измерение начало распадаться, когда США вторглись в Ирак в 2003 году, не только игнорируя ООН, но и распространяя ложь о том, что режим Саддама Хусейна обладает оружием массового уничтожения. Доверие к экономическому порядку, в свою очередь, было подорвано великой рецессией 2008 года, когда крупнейшие финансовые институты США рухнули один за другим.

Все это совпало с возрождением России и превращением Китая в мировой экономический центр. В 2010-х годах также начали проявляться признаки внутреннего социально-политического кризиса, который переживала Америка, что нашло отражение в росте трампизма, растущей расовой несправедливости, которая спровоцировала движение Black Lives Matter, и близком к коллапсу системы здравоохранения на фоне кризиса из-за пандемии COVID-19.

Рассматривая унизительный уход из Афганистана в этом более широком контексте, можно сказать, что век американского господства вполне может подходить к концу.

Это, конечно, не означает, что США потеряли актуальность. Исторически сложилось так, что находящиеся в упадке империи — такие как Османская в XIX веке и Российская в конце XIX и начале XX века — продолжали обладать имперской властью и доминировать в мировых событиях.

США остаются крупнейшей военной державой в мире. Размер и влияние их экономики остаются огромными. Но что изменилось, так это аппетит США к прямым и косвенным конфликтам, чтобы сохранить свою власть. Его союзники — в Афганистане и других странах — первыми почувствуют это растущее отвращение Америки к мировому господству.

Поделитесь новостью