Два высокопоставленных узбекских депутата предложили присвоить президенту Шавкату Мирзиёеву почетное звание «вождь нации». Подобных титулов уже удостоены прежние и нынешние главы других стран Центральной Азии как части их культов личности. Об этом пишет «Озодлик».
Шавкат Мирзиёев пользуется практически неограниченной политической властью в Узбекистане. Теперь два высокопоставленных члена узбекского парламента выступили с инициативой присвоить ему почетное звание «глава нации».
Это дань уважения одной из наиболее заметных антидемократических тенденций в Центральной Азии — культам личности, созданным первыми постсоветскими лидерами этих стран после провозглашениями государствами региона независимости в начале 1990-х годов.
Первоначально инициатива исходила от члена сената Узбекистана Кудратиллы Рафикова, который 19 августа написал статью, в которой восхвалял заслуги Мирзиёева перед нацией.
В этой «оде» под названием «Феномен Шавката Мирзиёева» сенатор заявил, что узбеки, особенно молодое поколение, очень доверяют президенту, а среди детей президент вызывает всеобщее восхищение.
Есть «что-то необычное в природе и характере» Мирзиёева и люди задаются вопросом, «спит ли этот человек когда-нибудь или отдыхает», в частности, написал сенатор.
Он добавил, что огромная популярность президента на родине дополняется большим уважением среди региональных лидеров.
«Мирзиёева по праву следует называть «миллат сардори», то есть «вождем нации»», — заключил Рафиков.
Спустя всего несколько дней Акмал Саидов, депутат другой палаты парламента, опубликовал другую статью, в которой прямо использовал титул «глава нации» применительно к президенту.
Вновь восхваляя предполагаемые заслуги Мирзиёева в развитии Узбекистана, Саидов также называл президента «юртбоши», или «главой страны».
Этот неофициальный титул уже используют некоторые узбекские СМИ и общественность в знак уважения и в попытке польстить Мирзиёеву, который оказался у руля страны в результате конституционно сомнительной смены власти после смерти первого постсоветского президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году.
Пока реакции со стороны Мирзиёева, который в прошлом заявлял, что ему не нравится такая лесть, не последовало.
Предложение присвоить Мирзиёеву титул совпало с объявлением, что он будет баллотироваться на второй срок на президентских выборах 24 октября.
Как ожидается, на этих выборах, как и на всех предшествовавших голосованиях, не будет ни подлинной конкуренции, ни западных наблюдателей. Многие воспринимают эту процедуру как формальность для продления правления Мирзиёева еще на пять лет.
Если президенту присвоят титул «вождь нации», он присоединится к тесному кругу бывших и нынешних президентов Центральной Азии, уже носящих схожие звания в рамках их культов личности.
«ВЕЛИКИЙ ЛИДЕР [ВСТАВЬТЕ ВАШЕ ИМЯ]»
Всё началось с первого президента Туркменистана Сапартмурата Ниязова, который в 1993 году принял титул «Туркменбаши» — «глава всех туркмен».
Ниязов, правивший страной железной рукой вплоть до кончины в 2006 году, был известен своими причудливыми указами и чрезмерным культом личности.
Свою книгу «Рухнама» он сделал частью национальной учебной программы и обязательной к прочтению для государственных служащих. В 1999 году парламент Туркменистана наделил Ниязова правом пожизненно занимать пост президента.
Преемник Ниязова Гурбангулы Бердымухамедов принял формальное звание «Аркадаг», «защитник» на туркменском языке. Оно было присвоено Бердымухамедову советом старейшин в 2011 году.
Бердымухамедов демонтировал позолоченный памятник Ниязову в Ашхабаде в 2010 году, вселив надежду, что эпоха культа для туркменистанцев закончилась. Но пять лет спустя «Аркадаг» открыл собственную золотую статую, изображающую его верхом на лошади, стоящей на белом мраморном утесе.
По государственному телевидению Бердымухамедова часто показывают верхом на лошадях, весело поющим вместе со своим внуком, пишущим книги, занимающимся спортом, управляющим быстрыми автомобилями или просто наслаждающимся выходным днем, пока остальная часть страны сталкивается с финансовым кризисом и нехваткой продовольствия.
В соседнем Казахстане Нурсултан Назарбаев за 30 лет управления крупнейшей экономикой Центральной Азии создал процветающий культ личности. В 2019 году он ушел в отставку с поста президента, чтобы возглавить влиятельный орган — Совет безопасности.
В 2010 году послушный парламент Казахстана принял закон, которым Назарбаеву присвоили звание «лидер нации».
В 2019 году столица страны Астана была переименована в Нур-Султан в честь Назарбаева, который по-прежнему имеет большое политическое влияние в Казахстане.
В честь экс-президента также названы престижный университет, многочисленные школы и улицы.
Центральный банк страны представил новую банкноту, с его портретом.
В 2015 году законодатели Таджикистана удостоили президента Эмомали Рахмона звания «лидер нации».
Наряду с титулом авторитарный лидер и его семья получили пожизненный иммунитет от судебного преследования. Рахмон также был официально провозглашен «основоположником мира и национального единства Таджикистана».
Единственным исключением в Центральной Азии до сих пор был Кыргызстан, где, начиная с первого постсоветского президента, изгнанного в 2005 году, главы государств редко задерживаются надолго.