Движение «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России) в пятницу, 3 сентября, сообщило об установлении полного контроля над всей территорией Афганистана, включая провинцию Панджшер, пишет агентство Reuters со ссылкой на источники в организации.
«Милостью Всевышнего Аллаха мы контролируем весь Афганистан. Возмутители спокойствия разгромлены, и Панджшер сейчас находится под нашим командованием «, — цитирует агентство одного из командиров талибов.
После появления информации о взятии долины в Кабуле началась стрельба в воздух — по одной из версий, таким образом талибы отмечали победу.
Однако силы сопротивления в Панджшере, а также вице-президент Афганистана в администрации бежавшего из страны президента Ашрафа Гани Амрулла Салех опровергли информацию о том, что талибы захватили провинцию, уточняет телеканал Shamshad News в Twitter.
При этом бывший вице-президент Амрулла Салех, который после бегства главы государства Ашрафа Гани заявил, что продолжит борьбу, опроверг слухи в соцсетях о том, что он бежал из страны.
В доказательство он прислал Би-би-си видеообращение, в котором назвал безосновательными сообщения о своем бегстве.
«Нет сомнений в том, что мы находимся в сложной ситуации, мы находимся под постоянным давлением талибов, — сказал он. — У них были жертвы, и у нас были жертвы. Вчера я был на похоронах моих павших братьев, погибших в этой священной и святой защите Афганистана».
«Но мы не сдадимся», — заявил он, написав в «Твиттере», что сопротивление продолжается.
Представитель «Талибана» Забихулла Муджахид утверждает, что талибы отбили у «Фронта национального сопротивления» (ФНС) некоторые территории внутри долины, а противник понес тяжелые потери.
Представитель ФНС Фахим Дашти заявил Би-би-си, что наступление талибов, которое велось с двух сторон, отражено, фронт продолжает контролировать все входы в долину и даже выдвинулся за ее пределы.
Между тем…
Сотни семей спасаются бегством от ожесточенных боев между боевиками Талибана и силами сопротивления за контроль над последней обороняющейся провинцией.
Жители близлежащих районов соседней провинции Парван говорят, что прошло четыре дня, когда их жизнь была нарушена усиленными боями между талибами и силами, которыми командует Ахмад Масуд, сын убитого командира Ахмад Шаха Масуда.
«Бои становятся все более ожесточенными с каждой ночью», — сказал 52-летний Асадулла «Аль-Джазире». Он и другие жители района Джаб-эль-Серадж в Парване говорят, что боевые действия в основном ведутся в горах, но большинство жителей все еще покинули этот район.
Усиление боевых действий, по словам жителей, вынудило по меньшей мере 400 семей бежать из деревень вдоль дороги, которая обычно ведет в спокойные зеленые долины Панджшера — примерно в 125 км (78 миль) к северу от столицы Кабула.
Некоторые жители рассказали, что в дни, предшествовавшие падению Кабула 15 августа, они видели, как бывшие солдаты Афганской национальной армии из провинций Кундуз, Баглан, Каписа, Парван и Тахар направлялись в сторону Панджшера после падения этих провинций.
По словам жителей, эти солдаты везли с собой военную технику и технику, но из-за того, что из Панджшера мало информации, трудно проверить эти утверждения или узнать, сколько из них было использовано в последние дни.
Они могут драться еще 10 лет, убивая друг друга, но мы все умрем с голоду задолго до этого, говорят местные жители.
Как и на протяжении большей части афганского конфликта, женщины и дети бегут в близлежащие города, в данном случае в столицу Парвана Чарикар и сам Кабул, в то время как мужчины остаются, чтобы защищать дома.
Шах Рахман, житель района Сайед Хил, сказал, что его жена и дети бежали в Кабул три дня назад. Он вернулся рано утром в пятницу, чтобы забрать их вещи, и сказал, что по пути его остановили талибы.
«Они проверяют ваше удостоверение личности и регистрацию автомобиля, чтобы убедиться, что вы из Парвана, а затем пропускают вас», — сказал он.
Как и другие парваницы, Рахман слышал о жертвах в Панджшере, но эти утверждения не могли быть независимо подтверждены, поскольку дорога в Панджшер остается заблокированной, а мобильная связь была отключена на прошлой неделе.
Асадулла говорит, что, поскольку Панджшер и Парван долгое время были двумя самыми безопасными провинциями Афганистана, жители гораздо больше обеспокоены боевыми действиями, чем афганцы других районов. «Эти люди не видели настоящих боев за 20 лет, и они не могут выносить, как их дети плачут по ночам, когда летят пули и ракеты», — сказал он.
Наземные мины
Не только боевые действия, происходящие всего в нескольких километрах от их домов, удерживают их от выхода из дома. Двое жителей сослались на утверждения о том, что талибы заставляют мирных жителей собирать павших боевиков в горах.
«Они знают, что там есть мины, поэтому заставляют невинных людей собирать тела», — сказал один житель, попросивший не называть его имени из соображений безопасности. Однако другие жители отвергли это утверждение, которое «Аль-Джазира» не смогла проверить независимо.
Со своей стороны, «Талибан» категорически отвергает любой умышленный вред мирным жителям со стороны своих боевиков.
Один из командиров талибов сказал «Аль-Джазире», что опасность для жизни гражданского населения не позволяет им проводить полномасштабную блиц-атаку.
«Мы не причиняем вреда ни одному гражданскому лицу, иначе мы бы пошли ва-банк, и все это закончилось бы через два дня, но мы не хотим, чтобы бедные, невинные люди больше страдали».
Несмотря на эти обещания, мирные жители еще не чувствуют себя в безопасности даже в районах, прилегающих к Панджшеру.
«Все умрут с голоду»
Хотя Парван был давним оплотом старшего Масуда, как во время советской оккупации, так и во время его сопротивления правлению Талибана в 1990-х годах, Парванис, говоривший с «Аль-Джазирой», сказал, что они хотят прекращения боевых действий.
«Обе стороны говорят о Коране и говорят, что они мусульмане, но что они делают, убивая других мусульман? Это должно закончиться », — сказал Шир Ага, житель Парвана, которому под тридцать.
Для оставшихся жителей Джаб-ас-Сераджа проблемой стали не только боевые действия. Они говорят, что их районы, которые сильно зависели от внутреннего туризма в Панджшерскую долину, испытывают трудности из-за закрытия долины и общенациональных банковских проблем.
Как и другие города, Чарикар страдает от нехватки наличных денег, поскольку банки с трудом открываются, а многие офисы закрылись после прихода к власти талибов.
Для жителей, отчаявшихся спастись от перекрестного огня, нехватка денег особенно разрушительна.
Хабиб Голбахар, который говорит, что переезд семьи стоил ему тех небольших денег, которые он сэкономил, говорит, что люди в Парване «изо всех сил пытаются найти даже 100 афганцев [1,13 доллара]».
По словам Голбахара, поскольку большинство государственных и частных офисов все еще закрыты, а туристическая экономика резко падает, экономическая угроза не менее, если не больше, опасна, чем война.
«Они могут драться еще 10 лет, убивая друг друга, но мы все умрем с голоду задолго до этого».