«Лидер нации, основатель мира и единства Таджикистана», Чаноби Оли г-н Рахмон, обнадёживая Панджшер своей поддержкой, распаляя в стране патриотический экстаз, думал больше об укреплении своего режима, чем о судьбе афганских таджиков. Об этом в соцсетях написал российский журналист Аркадий Дубнов, который отреагировал на критику за свои слова о Ахмаде Масуде и Пандшере, сообщает Asia-News.info.
«Ответ избранным друзьям таджикам и афганцам
Тем, кого я страшно оскорбил своим комментарием в «Коммерсанте», где среди прочего написал, что
«Масуд и Салех(видные афганские таджики, возглавившие сопротивление в Панджшере пришедшим к власти в Кабуле талибам) поступили крайне безответственно, положив сотни бойцов абсолютно бессмысленно. Вооруженная борьба, которую они затеяли, изначально выглядела обреченной. Я уверен, что отец Масуда в этой ситуации нашел бы более благородный выход, а явно не нюхавший пороху Масуд-младший захотел заработать славу за счет гибели соотечественников при вдохновляющей поддержке президента Таджикистана Эмомали Рахмона».
Я не сомневался, что эти слова вызовут яростный протест в таджикских и афганских соцсетях. Ведь я поставил под сомнение честь сына легендарного моджахеда Ахмад Шаха Масуда — фигуры сакральной в Таджикистане и в значительной части Афганистана. Тень его славы несомненно лежит на его сыне Ахмаде Масуде, провозгласившему себя лидером Фронта сопротивления Панджшера, оплота бывшего Северного альянса, который был главным союзником США в войне против первого пришествия «Талибан» к власти в Афганистане.
Я не стану отвечать на мерзкие антисемитские выпады в свой адрес или на утверждения, что пишу по заказу Кремля или указке российского МИДа, или вообще продался неустановленным лицам в неустановленном месте за неустановленные деньги. Когда я многие годы защищал таджиков, в том числе и далеко за пределами их страны, там не искали на меня криминал, но когда обнаружили другое свое отражение в показанном мной зеркале, захотелось его разбить. Понимаю. Дураки украшают мир, независимо от места проживания…
Теперь по существу
1. Мне говорят, что Масуд был единственным моджахедом, кто отважился воевать против советской армии, когда ситуация был не менее безнадежной, и в результате победил. Сопротивление Масуда-младшего талибам сравнивают с обороной Брестской крепости(!) и мужеством советских партизан, сражавшихся против фашистов.
Хочу спросить, друзья, вы серьезно сравниваете эти войны, одну Отечественную против интервентов, — с другой гражданской, где одни афганцы убивают других афганцев? И вы считаете, что в этой войне афганские таджики при поддержке, предположим, шиитов и узбеков(которой нет и сегодня не будет) сумеют победить пуштунов, тем более, что на их стороне Пакистан?
Да, покойный Ахмад Шах Масуд говорил мне в Душанбе в 1999-м, что он воюет не с талибами, — они такие же афганцы, как и он, — а с пакистанцами. Но победить их Северный альянс смог только с помощью американцев. Сегодня они ушли, и вы вольны считать, что они вас предали, но не могли же вы надеяться, что Америка будет вечной силой в Афганистане…
2. Вы серьезно считали, что для этой войны у Масуда-младшего, кроме храбрости и отчаяния, молодости и безрассудства, а также сотен верных сторонников, готовых сражаться с оружием в руках, есть серьёзные ресурсы для долгой и серьезной войны?
Или вам так показалось, потому что молодой Масуд решительно требовал на переговорах с талибами категорического выполнения всех своих требований, вплоть чуть ли не до их полной капитуляции и считал компромиссы с ними позором?
Или вы считаете, что он заслужил славы и поощрения уже только тем, что защитил честь и достоинство таджиков, несмотря на ничем не оправданную гибель сотен соотечественников?
Вам мало многих десятков тысяч таджиков, ставших жертвами Гражданской войны в Таджикистане середины 1990-х? Я видел эту ужасную войну, не приведи Господь…
И, кстати, расскажите, кто из моих критиков, прославляющих героизм сопротивления, успел послать своих сыновей в Панджшер, чтобы сразиться за правое дело с талибами и пакистанскими наемниками?
И, наконец, о пошлой политике
3. Друзья, вы и правду не понимаете, что «лидер нации, основатель мира и единства Таджикистана», Чаноби Оли г-н Рахмон, обнадёживая Панджшер своей поддержкой, распаляя в стране патриотический экстаз, думал больше об укреплении своего режима, чем о судьбе афганских таджиков?
Вы понимаете, что режим, существующий на «штыках» 201 российской военной базы, который подобно столь же коррумпированному режиму Ашрафа Гани после ухода американцев, может рассыпаться, если 201-й базы не будет?
Вы отдаёте себе отчёт, что этот режим паразитирует на российской военной помощи, китайской финансовой и за их счёт обещает поддержку соотечественникам в Афганистане?
И вы все ему подыгрываете?
4. И наконец, не лишне вам будет вспомнить, что остальной мир в общем, и соседи Афганистана, в частности, безумно устали от 40-летней афганской герильи и они в определённом смысле готовы даже смириться с плохими талибами, которые покончат с хорошей по-вашему войной и установят хоть какой-нибудь, пусть плохой, но мир.
И будут за него талибам платить в обмен на обещания мира получше.
5. Таджикистану там тоже что-нибудь достанется и «лидер нации», судя по тому, что он сильно умерил в последние дни свой воинственный тон, это понял.
Вот и хорошо»