Цены на топливо в Казахстане будут только расти. Это решит проблему серого экспорта бензина в Россию и Кыргызстан – эксперты

Автор -

Казахстанцам нужно приготовиться к росту цен на топливо. К 2025 году они могут сравняться с российскими. Однако, в этом есть и положительные стороны. Liter.kz опросил экспертов и выяснил, что будет с рынком топлива в ближайшие несколько лет.

Эксперты сошлись во мнении, что цены на топливо в Казахстане будут только расти. Для этого есть две основные причины – старт работы общего рынка энергоресурсов стран с 1 января 2025 года, а также начало биржевых торгов бензином.

Cтоимость топлива в Казахстане примерно сравняется с ценниками России и Кыргызстана.

«Это не означает, что у нас будет одинаковая цена с Россией, где сейчас АИ-92 стоит 270-300 тенге. Наши цены будут расти, эпоха дешевых энергоресурсов закончилась и в мире, и в Казахстане. Автовладельцам нужно быть готовыми к этому. Равновесная цена с российским рынком сейчас должна быть около 230 тенге», – говорит эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

Аналитик международной инвестиционной компании EXANTЕ Андрей Чеботарев полагает, что с 2025 года цены на марки АИ-92 в Казахстане будут достигать 240-250 за литр.

По данным портала Globalpetrolprices, средняя цена на в Казахстане составляет 189,9 за литр. Для сравнения, в Кыргызстане – 305,7 тенге, в России – 288 тенге.

С марта 2021 года в Казахстане стартовали биржевые торги бензином. Сейчас их результаты частично определяют стоимость топлива в стране. Осенью ожидается начало торгов дизелем и битумом.

«Мы достаточно долго поддерживали наш рынок, субсидировали его, сдерживали цены. Теперь стоимость топлива свободная, и уже частично цены определяются на топливной бирже. С каждым месяцем объемы этой биржи будут расти», – заявил Андрей Чеботарев.

Биржевые торги бензином проходят раз в неделю на площадке АО «Товарная биржа ETC». По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, 7 сентября 2021 года общий объем торгов составил 3,8 тысячи тонн бензина на общую сумму 752,9 млн тенге.

«Средневзвешенный индекс АИ-92 у завода АНПЗ составляет 180,9 тысяч за тонну, у ПКОП 200,2 тысяч тенге за тонну, у ПНХЗ 205,7 тысяч тенге за тонну», – сообщает агентство.

У повышения цен на топливо есть и положительные стороны. Андрей Чеботарев уверен, что с дорогим бензином придет и качество. По его словам, раньше у НПЗ не было денег на капитальные ремонты из-за того, что топливо продавалось по субсидированной и неоправданно низкой цене.

Рост цен может решить проблему серого экспорта бензина из приграничных регионов в Россию и Кыргызстан. Сейчас это очень актуально, так как у соседей стоит несколько дороже, поэтому россияне и кыргызстанцы покупают дешевый бензин в Казахстане.

Если цены примерно уравняются, то выгоды для жителей соседних стран не будет. Поэтому должен снизиться серый из Казахстана. А это значительно снизит риск дефицита топлива.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться