Они обвиняют Саудовскую Аравию в причастности к терактам, пишет Голос Америки.
Родственники погибших 11-го сентября 2001 года обвиняют Саудовскую Аравию в причастности к терактам. В американском суде уже несколько лет рассматривается их иск против Саудовской Аравии. Главным препятствием к тому, чтобы узнать правду, родственники считают нежелание представителей исполнительной власти США рассекретить результаты расследования ФБР по этому вопросу. Но ситуация скоро может измениться.
Торговый центр компании «Уестфилд» располагается в здании «Окулус», через дорогу от памятника погибшим 11-го сентября. А 20 лет назад он находилс в башне Всемирного торгового центра. Главным менеджером компании был тогда Брюс Иглсон – 53-летний житель соседнего штата Коннектикут, отец троих детей.
Когда самолеты врезались в Башни всемирного торгового центра, Брюс Иглсон находился в фойе южной башни. По телефону он сообщил сыну, что он в порядке, что собирается помочь с эвакуацией сотрудников компании. Сын стал умолять: «Отец, уходи оттуда, находиться в зданиях небезопасно!»
Больше от отца сын Брюса, Бретт, ничего никогда не слышал. Сегодня он живет в десяти минутах езды от дома в городке Миддлфилд, штат Коннектикут, в котором тогда, двадцать лет назад, понял, что отец больше домой не вернется.
«Это возмутительно, – сказал Бретт Иглсон в интервью “Голосу Америки”, – мой отец пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти своих коллег, он мог бы уйти из здания, но он повел себя благородно. А наше правительство оскорбляет нас тем, что отказывается предоставить нам важную информацию о его гибели».
Семья Бретта Иглсона – одна из двух тысяч семей, которые обвиняют в суде правительство Саудовской Аравии в причастности к организации терактов. В 2006-м году ФБР начало секретное расследование о содействии Саудовской Аравии террористам, оно продолжалось 10 лет. Результаты расследования не обнародованы. Уже пять лет семьи погибших и их адвокаты пытаются узнать: что выяснило ФБР? Несколько недель назад они выдвинули президенту Джо Байдену ультиматум – пусть тот не приезжает в Нью-Йорк на 20-ю годовщину терактов, если не прикажет рассекретить документы ФБР.
«Что может быть в этих документах такого ужасного и разоблачительного? – недоумевает Бретт Иглсон. — Три тысячи американцев были жестоко убиты, испарились в одну секунду. Что может быть хуже? Если мы будем прятать правду и прятать неудобные факты – мы никогда ничему не научимся. Я убежден, что когда выносишь правду на свет – это очищает. Почему нельзя быть честными с самими собой – почему нельзя точно узнать, что привело к терактам?»
Адвокат Бретта Иглсона и тысяч других семей погибших, Эндрю Малоуни, занимается этим делом уже 20 лет. Дело это настолько секретное, что суд запретил ему раскрывать содержание показаний свидетелей даже его собственным клиентам – семьям погибших.
«Эти документы не должны быть тайной, прошло уже 20 лет! Это безумие – сказал Малоуни в интервью “Голосу Америки”. — Я никогда ничего подобного не видел. Свидетельства причастности Саудовской Аравии к терактам – государственная тайна? Юристы ФБР беседовали с судьей за закрытыми дверями, показывали ему какие-то документы… И полный отчет о расследовании мы так и не получили».
Но кое-что адвокатам и журналистам все же удалось узнать и обнародовать. Например, что сотрудник посольства Саудовской Аравии в Вашингтоне приказал агентам-саудитам в Лос-Анджелесе оказать содействие будущим угонщикам самолетов, известным членам Аль-Каиды – Навафу аль-Хазму и Халиду аль-Михдару, когда те прилетели в США. Имам-саудит в Лос-Анджелесе, получавший зарплату от саудовского консульства, с ними встречался. Им помогли снять квартиру, открыли им счет в банке, утроили в летную школу.
«Мы предполагаем, что угонщики приехали в Лос-Анджелес не случайно, что это был заранее разработанный план, – говорит Малоуни. — Потому что они знали, что у них там есть сеть поддержки, состоящая из официальных лиц саудовского консульства и посольства в Вашингтоне, а также саудовских имамов».
Усилия адвокатов и членов семей погибших увенчались успехом – неделю назад президент Байден подписал указ. В нем говорится: «Эти судьбоносные события произошли 20 лет назад, это были трагические события. Они продолжают оказывать влияние на историю США и на жизнь многих американцев… Поэтому информация, полученная в результате расследования терактов 11 сентября американским правительством, должна быть обнародована, если нет серьезных оснований не делать это».
Однако родственники погибших осторожно относятся к действиям Белого дома. В 2016-м году президент Барак Обама наложил вето на закон, который снял бы с Саудовской Аравии судебную неприкосновенность. Конгресс потом преодолел президентское вето. А в 2019-м президент Дональд Трамп обещал семьям погибших рассекретить результаты расследования, но слова своего не сдержал.
«Это, конечно, первый шаг в правильном направлении, и президенту Байдену нужно отдать должное, — отмечает Бретт Иглсон. — Но мы относимся к обещаниям с осторожностью. Мне лично солгал президент Трамп, когда я с ним встречался. Он нам обещал, что мы получим все засекреченные документы. И меньше чем через 24 часа после этого Генпрокурор США объявил, что документы – государственная тайна. Так что мы это уже проходили, президенты нам уже обещали».
На футбольном поле в городке Миддлфилд отец Бретта учил его и других местных ребят играть в бейсбол. Останков отца так и не нашли, и поэтому Бретт часто приходит сюда. Памятная плита, установленная городом – место, где он может помолчать и вспомнить.
«Правда о происшедшем, — говорит он, — Правда – это единственное, что у нас осталось».