Неизбежное зло: сколько мы теряем на пробках

Автор -
246

    Автомобильные пробки отнимают у людей не только время, но и деньги. Одна лишь Америка ежегодно теряет из-за пробок сумму, равную той, что ОАЭ собираются инвестировать в энергетику государства в течение последующих 33 лет. Об этом пишет «Вокруг света» и приводит интересные факты о пробках:

    От 2 до 5% ВВП ежегодно теряют развитые страны мира в результате проблем с дорожным трафиком, который влияет на эффективность работы экономических субъектов из-за увеличения транспортных издержек.

    176 км достигла длина пробки, образовавшейся 16 февраля 1980 года на дороге от Лиона в Париж. Возвращение с горнолыжных курортов совпало с трудными погодными условиями. Это рекорд по зарегистрированной длине на одной трассе.

    66% на столько больше времени, чем при обычной загруженности дорог, занимают поездки в часы пик в Мехико. Согласно TomTom Traffic Index, столица Мексики находится на первом месте в мире по этому показателю, опережая Бангкок (61%) и Джакарту (58%).

    33 240 раз в среднем за год нажимают на педали газа и тормоза (трогаются и останавливаются) автовладельцы в столице Индонезии Джакарте. Согласно Stop-Start Index от Castrol, это рекордный показатель для городского личного транспорта.

    51 км/ч — средняя скорость движения авто в Москве в 2016 году. По сравнению с 2010 годом (45 км/ч) она выросла, по официальным данным столичных властей, на 6 км/ч.

    15,434 млн тонн углекислого газа ежегодно выбрасывается в атмосферу только в Великобритании, США, Франции и Германии автомобилями в пробках. К 2030 году показатель может вырасти до 17,959 млн тонн.

    11 дней потребовалось, чтобы ликвидировать в 2010 году 100-километровую пробку во Внутренней Монголии (Китай).

    3,5 млн человек ежедневно садятся за руль в Москве.

    104 часа в 2016 году простоял в пробке среднестатистический автомобилист Лос-Анджелеса (США). По данным INRIX, это самый высокий показатель в мире. На втором месте — Москва (91 час). Автомобиль сжигает в пробке 1,8 л/ч бензина.

    91 × 1,8 = 163,8 литра бензина ежегодно тратит автомобилист в московских пробках.

    К концу первого десятилетия ХХ века мировой автомобильный парк насчитывал 300 тысяч машин. А в самое ближайшее время, по расчетам ученых, автомобилистом станет каждый пятый житель планеты.

    Среднемировой уровень автомобилизации — 182 автомобиля на 1000 жителей.

    Больше всего автомобилей в абсолютных числах в США — 264 млн единиц.

    Агрессия против нерешительности

    Первым шагом может стать понимание того, что является главной причиной заторов. Это, казалось бы, очевидно – узкие места на дорогах и скопление автомобилей. Тем не менее, некоторые пробки, на первый взгляд возникающие спонтанно, могут быть вызваны так называемым эффектом бабочки, когда всего один водитель вдруг делает ничем не оправданный маневр – например, резко перестраивается в другой ряд. Автомобилям, едущим за ним, приходится резко тормозить, что вызывает цепную реакцию, мгновенно приводящую к образованию пробки на трассе.

    Исследование, проведенное в находящемся в Атланте Технологическом университете штата Джорджия, видит проблему в сочетании агрессивных водителей (едущих слишком быстро и слишком близко к машине впереди) и робких водителей, соблюдающих слишком большую дистанцию. И первые, и вторые заставляют других водителей тормозить, в результате чего движение замедляется еще больше, вплоть до полной остановки.

    Ученые пытались смоделировать транспортные потоки, ища аналогии в том, как текут жидкость или газ, перемещаются птицы или лыжники. Однако, считает Габор Орос из Университета штата Мичиган, «хотя подобные аналогии помогают понять кое-какие закономерности, становится все более и более очевидным, что транспортные потоки не похожи ни на какие другие потоки в ньютоновской Вселенной».

    Поскольку большая часть машин на дороге – это те, чьи водители ищут место для парковки, в некоторых городах пытаются управлять дорожным движением, используя датчики для определения того, занято конкретное место на улице или на автостоянке или свободно.

    Если связать эти умные датчики с системой, которая быстро и эффективно направляет водителей на свободные парковочные места, есть надежда, что это снизит уровень загруженности дорог.

    Однако чтобы положить конец проклятию перегруженных городских улиц, нужно что-то более радикальное. Что если начать не с дорог, а с автомобилей?

    Используя беспроводную связь «машина-машина», автомобили могли бы «разговаривать» друг с другом, делая движение транспортного потока более равномерным. «Во многих случаях причиной заторов на дорогах становится поведение людей, – утверждают ученые. – Мы реагируем на движение транспортных средств, находящихся непосредственно перед нами, с некоторой задержкой. Другие водители тоже жмут на тормоз, усиливается неравномерность движения. В результате цепной реакции, распространяющейся вдоль всего потока транспорта, движение останавливается».

    Но если бы автомобили могли взаимодействовать друг с другом в режиме реального времени, эту неравномерность можно было бы сгладить. «Ваш автомобиль мог бы отслеживать движение машины, находящейся в пяти автомобилях впереди вас, и заранее подготовиться к тому, что произойдет – например, начав тормозить раньше, но менее резко, – рассказывает эксперт. – Полученная информация доводится до сведения водителя (например, в виде рекомендации по скоростному режиму) или используется системами управления автомобиля».

    Компания Urban Engines предлагал несколько иной подход. «Мы разработали для пассажиров онлайн-игру с вариантами поездки и поощрениями, получатели которых выбираются случайным образом с помощью мини-лотереи. Цель этой игры – стимулировать изменения в поведении пассажиров, в том числе переход от поездок в часы пик к поездкам в непиковое время», – рассказывает Шива Шивакумар, один из основателей и главный исполнительный директор Urban Engines.

    Еще одним способом избавиться от пробок, как полагают некоторые, может стать автоматизация самого процесса вождения. По словам экспертов, «автоматизация вождения в городах позволит формировать автотранспортные колонны (более плотные цепочки автомобилей). При условии, что общее количество автомобилей будет контролироваться, это позволит существенно уменьшить количество пробок». Другие, однако, считают, что этого надолго не хватит – надо предложить людям больше причин для отказа от использования автомобиля. «Единственным эффективным долгосрочным решением является улучшение условий для других способов передвижения – пешком, на велосипеде, и в особенности — создание высококачественного общественного транспорта», – утверждают они.

    Одним из инструментов может стать увеличение платы за пользование дорогами, если водители выезжают в час пик. В таких городах, как Сингапур, Лондон и Стокгольм, этот метод уже успешно используется. Стимулом, в свою очередь, может стать разветвленная система общественного транспорта – дополнительные полосы для движения автобусов, более удобные железнодорожные станции и даже такие, казалось бы, мелочи, как держатели для стаканов и Wi-Fi на борту пригородных автобусов.

    Поделиться