Впервые о «диких людях», затерявшихся в тундре, которых коренные якуты называли племенем «чучуна», общество узнало в 1926 году. Писатель Владимир Обручев рассказал о них в своем романе «Земля Санникова», а уже через три года на поиски племени хотели отправить первую экспедицию…
Чучуна — племя, которое много веков вселяло страх в жителей Сибири. Что же доподлинно известно об этих чудищах?
Как выглядят «дикие люди» и почему они «страшные»
По легендам якутов и эвенков, чучуна — это очень высокие люди с крепким телосложением. Их лица неумыты, а волосы длинные и спутанные, что придает их внешности особой дикости. Носят чучуна шкуры животных, снятые целиком. Они не покрыты шерстью, как йети, но зато имеют очень темный, почти бурый цвет кожи.
Племя чучуна называют во многих сказаниях также мюленами. По легендам, они часто навещают дальние поселения, чтобы украсть оленей и что-нибудь из провизии. А при встрече с ними в тундре человек будет обстрелян из лука или получит камнем по голове.
Самые страшные легенды о племени гласят, что узнать представителя можно по характерным особенностям — у всех у них всего один глаз и одна нога. Руки развиты достаточно хорошо, ведь выживает племя только за счет приема в пищу мяса животных, которые убиваются с помощью самодельных лука и стрел. Челюсти у представителей племени развиты плохо, из-за чего пищу им приходится заглатывать не разжевывая. Чучуна ведут кочевой образ жизни — оленеводы и охотники сталкивались с чудовищами якобы даже в 20 веке. Чучуна живут одиноко, не собираясь вместе. Максимальная группа, которую якобы видели очевидцы, составляла три-четыре человека. Обычно в группы собираются слабые представители племени, которые по одному выжить не могут.
Откуда взялись чучуна или мюлены
По данным некоторых исследователей, именно чучуна могут быть коренным населением Сибири, так как жили на этих территориях еще во времена первобытных людей. Местные народы исследовали далеко не все края, а потому могли «потерять» в тундре некоторых представителей человечества.
При этом специалисты спорят на данную тему уже много лет подряд, ведь в горах недостаточно пропитания для выживания представителей племени, а потому рано или поздно чучуна должны были выйти «в люди» в поисках еды. Выжить с помощью рыбалки племя вряд ли смогло бы, как и с помощью охоты — животные в далекие глубины заходят также крайне редко.
Удивление вызывает тот факт, что в легендах всегда упоминаются мужчины из племени, а о женщинах и детях нет ни слова— как происходило тогда продолжение рода?
Некоторые этнографы уверены, что мюлены являются вымышленными персонажами, а потому найти их реальные следы невозможно. В якутском языке есть слово «чуучус», что в переводе означает «призрак». Вполне вероятно, что чучуна — это не реальное племя, а своеобразные злые духи, обитающие в лесах и горах.
Северовед Илья Гурвич более 30 лет работал в полях и лесах Севера, и не раз слышал о чучуна. Он изучил массу материалов, но следов представителей племени не нашел. По его версии, речь в легендах идет о береговых чукчах, которые попадали в края совершенно случайно. Например, льдина могла отколоться во время рыбалки, и чукчу заносило к берегам Якутии.
По чукотским традициям, унесенный на льдине считался мертвым, из-за чего возвращаться в родные края чукчи уже не стремились — их там никто не ждал. Они считали, что таким образом их наказали боги и духи, а потому верили, что жить им нужно в уединении и отвержении. Воровством и нападениям ив лесах чукчи промышляли из желания выжить — по-иному пропитания им было не достать в незнакомых краях без наличия оружия и особых навыков.
Что же касается желания пугать местные народы, то и его можно объяснить. Чукчи сами считали себя живыми мертвецами, а потому и старались как можно громче свистнуть или закричать, чтобы напугать жителей, которые не должны были их видеть. Суеверные «отверженные» могли верить, что в них вселяются злые духи, а потому могли бояться ненароком причинить вред людям.