Председатель кабинета министров Улукбек Марипов утвердил Среднесрочную тарифную политику Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2021˗2025 годы.
По принятой Среднесрочной тарифной политике, для населения тариф на электрическую энергию повышаться не будет и останется на уровне 0,77 сом/кВт.ч. при потреблении до 700 кВт.ч в месяц, свыше 700 кВт.ч – 2,16 сом/кВт.ч.
Отменяется норма потребления электричества для потребителей, проживающих в высокогорных и труднодоступных районах, то есть тариф 0,77 сом/ кВт.ч будет действовать без ограничений.
Тарифы
на электроэнергию для конечных потребителей
(за исключением групп потребителей «Население» и «Насосные станции» Токтогульского района Джалал-Абадской области) (без учета налогов)
№ | Группы потребителей | Ед. изм. | 2021 г. | 01.06. 2022 г. |
01.06 2023 г. |
01.06. 2024 г. |
1 | Население, в том числе: | |||||
1.1 | При потреблении до 700 кВт.ч в месяц (кроме населения, проживающего в высокогорных и отдаленных труднодоступных зонах) | тыйын/кВт.ч | 77,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | — | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
1.2 | При потреблении свыше 700 кВт.ч в месяц (кроме населения, проживающего в высокогорных и отдаленных труднодоступных зонах) | тыйын/кВт.ч | 216,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | — | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
1.3 | Население, проживающее в высокогорных и отдаленных труднодоступных зонах | тыйын/кВт.ч | 77,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | — | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
2 | Насосные станции | тыйын/кВт.ч | 109,5 | 128,7 | 148,0 | тариф + инфляция |
Рост | % | 40,6 | 17,5 | 15,0 | на уровень инфляции | |
3 | Электрический транспорт | тыйын/кВт.ч | 168,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 6,3 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
4 | Детские учреждения интернатного типа, социальные стационарные и полустационарные учреждения для инвалидов и/или пожилых граждан | тыйын/кВт.ч | 168,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 6,3 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
5 | Религиозные организации | тыйын/кВт.ч | 168,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | — | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
6 | Бюджетные потребители | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
7 | Сельское хозяйство | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
8 | Промышленность | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
9 | Прочие потребители | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
10 | Субъекты майнинга (криптовалюта) | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
Повышающий коэффициент: | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
11 | Предприятия золоторудной промышленности (золотоизвлекательные фабрики) | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
Повышающий коэффициент: | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
12 | Литейные, плавильные цеха | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
Повышающий коэффициент: | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
13 | Предприятия по производству алкогольной продукции | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
Повышающий коэффициент: | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
14 | Цементные заводы | тыйын/кВт.ч | 252,0 | тариф + инфляция | тариф + инфляция | тариф + инфляция |
Рост | % | 12,5 | на уровень инфляции | на уровень инфляции | на уровень инфляции | |
Повышающий коэффициент: | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Примечание.
- Тарифы на электрическую энергию в последующие годы складываются из тарифа за предыдущий год, скорректированного на уровень инфляции за предыдущий год;
- Для потребителей, имеющих контракты на электроснабжение с открытым акционерным обществом «Электрические станции» и открытым акционерным обществом «Национальная электрическая сеть Кыргызстана», тарифы устанавливаются решениями уполномоченного государственного органа по регулированию топливно-энергетического комплекса, с учетом класса напряжения электрической энергии. При этом максимальный размер тарифа устанавливается на уровне тарифа для группы конечных потребителей «Промышленность», а минимальный размер тарифа определяется в зависимости от класса напряжения электрической энергии.
Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики
на электрическую энергию на 2021–2025 годы
Глава 1. Введение
Настоящая Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2021–2025 годы (далее – ССТП) разработана в целях сохранения доступности для потребителей использования электрической энергии.
Применение установленных ССТП тарифов на электрическую энергию будет стимулировать потребителей на ее эффективное и рациональное использование, внедрение мер по энергосбережению, а также использование альтернативных источников энергии для целей отопления. В этом направлении, в рамках ССТП для большей части населения сохранится ежемесячный объем льготного потребления электрической энергии по социально-ориентированному тарифу.
Глава 2. Общие принципы
Настоящая ССТП основывается на следующих принципах:
— социально-ориентированные тарифы на электрическую энергию, установленные ниже ее стоимости, должны сохраниться;
— социально-ориентированные тарифы на электрическую энергию для населения должны применяться только в пределах гарантированного объема льготного потребления электрической энергии;
— тарифы на электрическую энергию для всех групп потребителей должны ежегодно корректироваться на уровень фактической инфляции за прошлый год;
— тарифы должны стимулировать рациональное использование электрической энергии, развитие энергосбережения и улучшение качества энергоснабжения потребителей.
Глава 3. Тарифы
Население
Во избежание внезапных экономических трудностей у населения при оплате счетов за электрическую энергию, ССТП предусматривается ежегодная корректировка тарифов на электрическую энергию на уровень фактической инфляции за предыдущий год. В тоже время социальная ориентированность тарифов для населения направлена на экономное расходование электрической энергии путем сохранения предельного порога ежемесячного объема потребления электрической энергии в объеме 700 кВт.ч (за исключением бытовых потребителей, проживающих в высокогорных районах и отдаленных труднодоступных зонах). Учитывая суровые климатические условия и более длительный осенне˗зимний период, для бытовых потребителей, проживающих в высокогорных районах и отдаленных труднодоступных зонах, предельный порог ежемесячного объема льготного потребления электрической энергии в объеме 700 кВт.ч устанавливаться не будет.
Для бытовых потребителей, превысивших ежемесячную норму потребления, тарифы на электрическую энергию будут устанавливаться в размере 216 тыйын за 1 кВт.ч, которые также будут корректироваться на уровень фактической инфляции за предыдущий год.
Насосные станции
Для насосных станций и скважин, обеспечивающих население питьевой водой, а также водой для полива сельскохозяйственных угодий, тариф на электрическую энергию устанавливается на уровне тарифа для бытовых потребителей (населения) в размере 109,5 тыйын за 1 кВт.ч (без учета налогов). Данный тариф будет ежегодно увеличиваться в соответствии с темпами роста тарифа для бытовых потребителей.
Электрический транспорт
Для данной категории потребителей предусматривается ежегодная корректировка тарифов на электрическую энергию на уровень фактической инфляции за предыдущий год, в результате соответствующий тариф в 2021 году составит 168 тыйын за 1 кВт.ч (без учета налогов). Настоящая ССТП предусматривает применение указанного тарифа также для общественных станций по зарядке электромобилей.
Детские учреждения интернатного типа, социальные стационарные и полустационарные учреждения для инвалидов и/или пожилых граждан
Для детских учреждений интернатного типа, социальных стационарных и полустационарных учреждений для инвалидов и/или пожилых граждан, независимо от формы собственности, оказывающих услуги детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, инвалидам и/или пожилым гражданам, имеющих свидетельство об аккредитации со стороны уполномоченного органа в сфере социального развития, удостоверяющее, что данное аккредитованное учреждение соответствует установленным требованиям, ССТП предусматривает ежегодную корректировку тарифов на электрическую энергию на уровень фактической инфляции за предыдущий год. В 2021 году соответствующий тариф составит 168 тыйын за 1 кВт.ч (без учета налогов).
Религиозные организации
Настоящей ССТП предусматривается выделение религиозных организаций в отдельную группу потребителей с установлением тарифа на уровне 168 тыйын за 1 кВт.ч (без учета налогов), с ежегодной корректировкой на уровень фактической инфляции за предыдущий год.
Промышленные, сельскохозяйственные, бюджетные и прочие небытовые потребители
Для промышленных, сельскохозяйственных, бюджетных (все государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из республиканского/местного бюджета) и прочих небытовых потребителей оплата за потребленную электрическую энергию будет производиться по тарифу в размере 252 тыйына за 1 кВт.ч (без учета налогов).
Для потребителей, имеющих контракты на электроснабжение с открытым акционерным обществом «Электрические станции» и открытым акционерным обществом «Национальная электрическая сеть Кыргызстана», тарифы устанавливаются решениями уполномоченного государственного органа по регулированию топливно-энергетического комплекса с учетом класса напряжения электрической энергии.
Субъекты майнинга (криптовалюта), предприятия золоторудной промышленности (золотоизвлекательные фабрики), предприятия по производству алкогольной продукции
Для электроснабжения данных потребителей требуются значительные энергетические мощности.
В этой связи, учитывая энергоемкость подобных предприятий и необходимость бесперебойного обеспечения электрической энергией, вышеуказанные потребители выделены в отдельные группы, для которых тариф на электрическую энергию будет корректироваться на повышающий коэффициент 2,0. Таким образом, для данной категории потребителей, тариф будет установлен на уровне компенсации затрат на выработку электрической энергии на ТЭЦ с учетом ее доставки до потребителя.
Литейные, плавильные цеха
Литейные, плавильные цеха являются крупными потребителями электрической энергии, которые производят продукцию социальной направленности.
В этой связи, учитывая необходимость бесперебойного обеспечения электрической энергией в условиях ее дефицита, указанные потребители выделены в отдельную группу, для которой тариф на электрическую энергию будет корректироваться на повышающий коэффициент 1,5, т.е. для данной категории потребителей тариф будет установлен на уровне компенсации затрат на выработку электрической энергии на ТЭЦ и стоимость передачи.
Цементные заводы
Промышленные предприятия по производству цементной продукции являются крупными потребителями электрической энергии, которые производят продукцию социальной направленности.
В этой связи, учитывая необходимость бесперебойного обеспечения электрической энергией в условиях ее дефицита, указанные потребители выделены в отдельную группу, для которой тариф на электрическую энергию будет корректироваться на повышающий коэффициент 1,3, т.е. для данной категории потребителей тариф будет установлен на уровне компенсации затрат на выработку электрической энергии на ТЭЦ.
Возобновляемые источники энергии
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии» для производителей электрической и тепловой энергии, вырабатываемой с использованием возобновляемых источников энергии (далее ˗ ВИЭ), предусмотрены преференции, в числе которых обязательное приобретение крупными распределяющими предприятиями всей электрической энергии, произведенной субъектами ВИЭ. Компенсация дополнительных затрат распределяющих предприятий на приобретение электрической энергии, вырабатываемой с использованием ВИЭ, учитывается при расчете и установлении общенационального тарифа на электрическую энергию для конечных потребителей.
В этой связи, при расчете и установлении тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей будут учитываться нормы Закона Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии».
При расчете тарифа на покупку электрической энергии, вырабатываемой субъектами ВИЭ и применении соответствующих коэффициентов, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «О возобновляемых источниках энергии», за основу принимается тариф, установленный для группы «Промышленность».
Глава 4. Заключение
Тарифы на электрическую энергию на каждый расчетный год будут корректироваться на величину фактической инфляции за предыдущий год согласно приложениям 1 и 2 к настоящей ССТП.