Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди назвал главные причины проблем грузоперевозчиков на границе с Китаем, передает КазТАГ.
Отвечая на запрос депутата мажилиса от фракции «Ақ жол» Дании Еспаевой, глава МИД сообщил, что на сегодняшний день имеются следующие причины, влияющие на снижение объемов железнодорожных грузоперевозок по направлению из Казахстана в Китай:
1. Ужесточение правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая санитарно-эпидемиологических мер путем обязательной обработки и дезинфекции контейнеров и вагонов снаружи при прибытии на китайскую часть пунктов пропуска;
2. Усиление проверки санитарными службами Китая грузов на наличие коронавирусной инфекции (берутся пробы с поставляемой из РК продукции и грузов в каждом вагоне);
3. Сокращение количества рабочих на китайской части пунктах пропуска. В случае подозрения на COVID-19, вся смена рабочих пункта пропуска направляется на 14-дневный карантин;
4. В зимний период увеличивается время противоэпидемиологической обработки (дезинфекция, сушка) грузовых автомобилей/вагонов на пунктах пропуска (40-45 минут, а с учетом таможенных процедур требуется от 60 до 90 минут);
5. Нехватка контейнеров в Казахстане для перевозки грузов в КНР;
6. Запрет на ввоз мелко тарной продукции, включая упакованную в мешки пшеницу и другие зерновые культуры.
«Следует отметить, что с 15 по 30 августа 2021 года китайская сторона в связи с фактами вспышки коронавируса на станции «Алашанькоу», запретила ввоз грузовых вагонов и начала принимать только контейнерные поезда. При этом, введена двойная противоэпидемиологическая обработка. В этой связи, снижение приема до восьми-девяти поездов в сутки (при норме в 10-12 поездов) повлияло на вагонопоток на казахстанской стороне и способствовало росту числа «брошенных» поездов. В период с 17 по 27 августа средний прием составил 10 поездов (389 вагонов) в сутки, из которых восемь-девять контейнерные поезда, один-два рудные грузы навалом, другие грузы не принимаются. 28 августа 2021 г. прием снижен до трех поездов в сутки», — уточнил Тлеуберди.
Также он сообщил, что на сегодняшний день имеются следующие причины, влияющие на снижение объемов железнодорожных грузоперевозок по направлению из Китая в Казахстан:
1. Приоритетность для Китая европейского направления поставок (продажа продукции с высокой добавленной стоимостью, большой объем заказов, риски потери стратегических рынков сбыта и другое) в ущерб регионам Центральной Азии и Кавказа, а также России;
2. Обязательства РК в рамках семистороннего (Беларусь, Германия, Казахстан, Китай, Монголия, Польша и Россия) соглашения об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении «Китай – Европа» от 2017 года. В соответствии с договоренностями, железнодорожные контейнеры по маршруту «Китай-Европа-Китай» проходят в приоритетном порядке;
3. Введение китайской стороной ограничений на погрузку и отправку контейнерных поездов в направлении РК (с 10 июля по 9 сентября 2021 года введен запрет на погрузку одиночных контейнеров, вагонов двигающиеся через станцию «Хоргос» и «Алашанькоу», кроме контейнерных поездов «Китай-Европа»);
4. Нехватка фитинговых железнодорожных платформ в Казахстане, которые предназначены для перевозки контейнеров с грузами из КНР.