Вчера, 6 октября, Жогорку Кенеш ускорил принятие пакета законопроектов для приведения структуры госорганов в соответствие с Конституцией. В качестве основных аргументов представители инициатора — президента КР вновь говорили о коррупции и сокращении госаппарата.
Коррупция – это болезнь, против которой власти Кыргызстана разрабатывают «вакцину». Об этом на заседании Жогорку Кенеша 6 октября заявил министр экономики и финансов Акылбек Жапаров.
Депутаты вместе с представителями кабинета министров обсуждали законопроект о местной государственной администрации и органах местного самоуправления. В нем определены полномочия акимов, мэров, порядок работы местной государственной администрации и органов МСУ. Акылбек Жапаров, в частности, рассказал о планах создать районный бюджеты и расширить некоторые полномочия местных властей. При этом, пообещал он, кабмин не допустит появления коррупционных схем на местах.
«Чынгыз Торокулович [Айтматов] в этом зале говорил, что акимы превратились в Далай-ламу, никого не слушая. Но мы не допустим этого. Мы сейчас рассматриваем соответствующие рычаги. Коррупция – это болезнь, против которой мы разрабатываем «вакцину»», — сказал он.
Ранее профильный комитет парламента объединил два законопроекта «О местной государственной администрации» и «О местном самоуправлении» в один. Депутат Аалы Карашев пояснил, что органы местного самоуправления и местная государственная администрация должны тесно взаимодействовать.
Законопроект подразумевает, что отныне мэров городов районного значения вместо городского кенеша будет назначать аким, а мэров городов областного и республиканского значения – президент.
Среди новшеств и объединение кабинета министров и администрации президента.
Вечером парламент принял в третьем чтении все эти законы «О Кабинете Министров Кыргызской Республики», «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления».
Как сообщает 24.kg, за законопроект о кабинете министров проголосовало 83 нардепа, против двое — Аманкул Токтоманбетов и Бакыт Турусбеков. Отметим, последний отсутствовал во время голосования, за него кнопку нажали коллеги из фракции «Бир Бол».
Большинством голосов в трех чтениях также утверждены проекты законов о местном самоуправлении и местной администрации.
Отметим, регистрацию прошли 85 нардепов. Но в зале заседаний журналисты посчитали не более 50 депутатов. Больше половины членов Жогорку Кенеша отсутствовали во время процедуры голосования. Присутствовавшие нажимали кнопки за тех, кого не было.
Шайлообек Атазов нажал кнопки сразу за трех коллег. «Они сами просили», — сказал нардеп журналистам.
Это «кнопкодавство» вызвало недовольство и возмущение.
Одни из важнейших документов в данном пакете является законопроект «О кабинете министров КР». Дело в том, что хоть нынешний кабмин и был сформирован как кабинет министров в соответствии с новой Конституцией, но работать он продолжает в соответствии с законом «О правительстве КР».
Существующий кабинет министров работает без соответствующего закона. Об этом на заседании парламента заявил депутат Рыскелди Момбеков.
Он отметил, что конституционный законопроект «О кабинете министров» еще только рассматривается во втором чтении, в то время как правительство уже пять месяцев работает.
«Конституция работает, а законов нет. Это как кузов один, мотор другой. Законна ли работа нынешнего кабмина?» — поинтересовался Рыскелди Момбеков.
По словам депутата Дастана Жумабекова, парламент принимал конституционный законопроект о переходном периоде.
«Мы дали право президенту до принятия соответствующих законопроектов самому решать некоторые вопросы. До ноября все проекты должны быть приняты. После этого нам предложат новый состав кабмина», — ответил нардеп.
Министр юстиции Асель Чынбаева отметила, что после принятия законопроекта о кабинете министров начнется слияние администрации президента и аппарата главы кабмина.
В случае объединения кабмина и администрации президента штат новой структуры сократится на 30%. Об этом сообщил вице-премьер-министр Акылбек Жапаров:
− Я думаю, что дошедшие до уровня аппарата не потеряют работу, даже если будет сокращение. Но мы постараемся трудоустроить всех, кто останется без работы. Но даже если кто-то не сможет найти, они будут получать пособие по безработице, числиться в очереди соискателей.
Так действующий парламент будет работать лишь до конца этого месяца, представители президента и кабинета министров в Жогорку Кенеше попросили принять рассматриваемый пакет законопроекты сразу во втором и третьем чтениях.
Но это возмутило депутата Рыскельди Момбекова, который считает, что в новом законе все перемешалось:
− Вы просите принять сразу в нескольких чтениях, но наша фракция к примеру не обсуждала эти проекты… Если вы хотите насильно заставить принять их, завтра и вас насильно сместят. Вы принесли старый законопроект, лишь немного изменив его. Если у нас президентское правление и глава государства является руководителем исполнительной власти, то именно он и должен проводить заседания правительства. Но сейчас кабмин работает отдельно, у него есть свой аппарат, помимо этого есть еще и аппарат президента. И у правительства, и у президента есть свои представители в парламенте. Хотя обе структуры должны быть объединены и работать должен один человек.
3 февраля Жогорку Кенеш утвердил Улукбека Марипова премьер-министром. А после референдума по новой Конституции, когда страна перешла на президентскую форму правления, правительство было реорганизовано в кабинет министров, и Марипова повторно назначили его председателем. Администрацию президента возглавляет Суюнбек Касмамбетов.
В данном пакете также рассматриваются законопроекты «О государственной гражданской и муниципальной службе», «О местной государственной администрации» и «О местном самоуправлении». Основные поправки в них заключаются в том, что президент теперь назначает свои представителей в областях, мэров и акимов, а те в свою очередь подчиненных.
Но некоторые депутаты Жогорку Кенеша раскритиковали подобную систему. В том числе Шайлообек Атазов, который считает, что такие права акимов приведут к коррупции:
− Надо дать депутатам айыльных кенешей возможность избирать главу айыл окмоту. Если им дважды не удастся сделать выбор, тогда пусть назначает аким. Неправильно оставив депутатов за бортом, делать из акима монстра. Мы слышим, что желающие стать айыл окмоту готовят акимам по 4-5 тысяч долларов, и это будет только процветать. Если аким предлагает кого-то на пост главы айыл окмоту, то у айыльного кенеша должна быть возможность отклонить эту кандидатуру. Нельзя, чтобы все решал один человек. С народом тоже надо считаться.
В Кыргызстане всего 453 айыл окмоту, которых избирают депутаты айыльных кенешей. И путем его избрания они пытаются выполнить свои предвыборные обещания, которые давали гражданам. Но если главу айыл окмоту будет назначать аким, то как депутаты могут давать обещания? Этот вопрос обсуждали и в парламенте.
Директор Союза МСУ Бектурган Орозбаев открыто заявил, что против этой инициативы:
− Сейчас к нам обращаются депутаты всех айыльных кенешей, которые выступают против этого решения. Если глав айыл окмоту будут назначать, то депутаты потеряют большую власть. Местное самоуправление означает, что у местного сообщества должен быть свой собственный исполнительный орган. Идеальной формой были прямые выборы, от которых мы перешли к непрямым. Но если мы и от этого уйдем, тогда кенеши нам совсем не понадобятся. Мы опасаемся, как бы не возникло противостояния между акимиатами и кенешами. Поэтому мы предлагаем сначала дать право избрания главы айыл окмоту местным кенешам, а уж если у них не получится, тогда это право перейдет к акиму. Это будем компромиссным вариантом.
В истории независимого Кыргызстана еще не было такой нормы, когда глав айыл окмоту назначают акимы или полномочные представители правительства. Их избирали местные жители или депутаты. Ранее представители правительства в областях стали представителями президента. Чтобы стать полпредом главы государства, необходимо иметь высшее образование и 10-летний стаж работы. У него будут два заместителя. Они назначаются и освобождаются от должности по согласованию с председателем кабинета министров.
Одним словом, парламент успешно преодолел децентрализацию.