Сбой в Facebook дал понять, что привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент. Если мы заранее не обеспечим сохранность данных, которые создаем в интернете, то можем оказаться первым поколением, не оставившим памяти о себе, считает директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. Его мнение опубликовано в Forbes.ru.
Несколько часов без Facebook могли показаться вечностью для тех, чья работа или общение с близкими зависят от соцсети. Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, заняв место, принадлежавшее раньше семейным альбомам, личным контактам и общественной жизни. Компания Facebook и ее сервисы Instagram и WhatsApp — наглядный пример такой социальной сети.
Сейчас представители Facebook объясняют случившееся сбоем в настройках сети. Инженеры компании совершили небольшую, но критичную ошибку и на какое-то время ключевой сегмент Facebook был недоступен из интернета. Проблема решена, но мы почувствовали, что привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент. И именно поэтому я хочу поговорить о цифровой смерти — людей, компаний и создаваемых ими продуктов.
Сервис может умереть
Любой сайт может исчезнуть, и едва ли не самая распространенная причина — это закрытие проекта или сервиса из-за нерентабельности. Например, в 2009 году компания Yahoo закрыла популярный сервис хостинга GeoCities, все произошло стремительно, и только благодаря нескольким интернет-сообществам удалось сохранить большую часть сайтов с хостинга — скорее вопреки, чем благодаря усилиям компании.
В 2018 году компания Google закрыла Google Plus — социальную сеть, которая хотя и создавалась крупнейшим игроком отрасли, но не выдержала конкуренции с другими соцсетями и сервисами.
Российская социальная сеть «Яндекс.Район» была закрыта в декабре 2020 года — также из-за недостаточного, с точки зрения компании, успеха.
Кроме пропавших в сети проектов крупного бизнеса, еще больше сообществ, социальных сетей, онлайн-игр, информационных ресурсов исчезает вместе с окончанием финансирования стартапов, из-за сбоев у хостинг-провайдеров или действий хакеров. Например, многие крупные веб-сайты в мире были недоступны из-за аварии у провайдера Fastly, а многие могли исчезнуть во время пожара у хостинга OVH.
Так почему мы считаем, что Facebook вечен? Потому что он «слишком большой, чтобы упасть»? Или из-за конспирологических теорий о том, что его используют спецслужбы? Или бизнес-модель соцсети настолько успешна, что может существовать вечно?
На самом деле компании создают свои продукты для извлечения прибыли, и пока прибыль или возможность привлечения инвестиций есть, они их развивают. А если нет — отказываются от них. Проекты умирают вместе с бизнес-моделями, инфраструктурой, основателями, потому что перестают соответствовать эпохе (как вполне глобальный бизнес по поставкам льда после изобретения холодильников) или просто потому, что приходит их время умереть.
Со временем многие интернет-компании, отчасти под давлением регуляторов и общественности, стали давать пользователям возможность сохранить хотя бы часть своей информации. В Евросоюзе в 2016 году был принят Генеральный регламент защиты персональных данных (GDPR), предоставивший жителям стран ЕС право распоряжаться своими данными в онлайн-сервисах. Аналогичное регулирование сейчас принимается в ряде штатов США. Все больше появляется сервисов, позволяющих скопировать все свои данные на личный компьютер. В Facebook тоже есть такая возможность — в разделе «Download your information» можно скачать все когда-либо загруженное. Такую операцию стоит делать регулярно, потому что вы не знаете, как долго просуществует привычная вам социальная сеть.
Люди тоже смертны
Другая важная причина сохранять данные из социальных сетей состоит в том, что все мы не вечны. Сейчас, во время пандемии, об этом особенно важно помнить. Если для кого-то Facebook, Intagram или WhatsApp — рабочие платформы для переписки, то для многих миллионов это семейные чаты, фотогалереи — по сути личный архив. Некоторые социальные сети существуют уже более 15-20 лет, и в них остались следы нескольких поколений, цифровая жизнь во всех ее красках. Вопрос в том, как это сохранить. Можно перейти в другую социальную сеть или сменить мессенджер, но намного сложнее правильно распорядиться личным цифровым архивом. Сейчас соцсети мемориализируют профили умерших людей, давая возможность членам семьи удалить профиль или в каком-то ограниченном формате управлять им. Здесь тоже остаются нерешенные вопросы. Например, не факт, что владелец профиля хотел бы делать его публичным после своей смерти, пусть даже для близких людей.
Наши родители долгие годы отбирали лучшие моменты жизни в фотоальбомы, которые и сейчас хранятся на бумаге. Новое поколение создает неимоверное количество цифрового контента — не весь он ценен, но хотя бы какая-то часть важна для нас и наших близких.
Недоступность Facebook на несколько часов — это свежее напоминание о том, что не стоит слишком полагаться на социальные сети и другие онлайн-сервисы. Если мы заранее не подумаем, как сохранить то, что создаем в интернете, то можем оказаться первым поколением, не оставившим памяти о себе.
Глобальный сбой в работе Facebook, случившийся в понедельник , — не единственная проблема Марка Цукерберга. Еще одной сенсацией стало выступление в Сенате бывшей сотрудницы его компании, которая обвиняет Facebook в сознательном манипулировании пользователями, распространении дезинформации, ненависти и насилия, подрыве демократических ценностей США. Цукерберг, которому уже приходилось оправдываться перед властями и регуляторами за действия компании и отвечать на призывы ее разделить, пытается дискредитировать Фрэнсис Хауген и ее заявления.
Кто такая Фрэнсис Хауген и в чем она обвиняет Facebook
37-летняя Фрэнсис Хауген, которая 5 октября выступила в Сенате США с обвинениями против Facebook, — бывшая аналитик данных компании, которая проработала там больше двух лет и уволилась в мае. Впервые общественность узнала о ней в воскресенье, когда она дала интервью телеканалу CBS и сообщила, что именно она является тем самым информатором, который стоял за недавними разоблачающими Facebook публикациями в газете The Wall Street Journal.
С этого момента Хауген стала знаменитостью. Она завела страничку в Twitter, персональный сайт, страницу на краудфандинговой платформе GoFundMe, а также объявила, что планирует отправиться в турне по Европе, чтобы пообщаться с регуляторами и там.
На основе полученных от Фрэнсис Хауген документов The Wall Street Journal в сентябре опубликовала в общей сложности девять статей. В материалах газеты рассказывается, как алгоритмы Facebook провоцируют разжигание агрессии и ненависти среди пользователей, как соцсеть используют в преступных целях, распространяют фейки о пандемии коронавируса и вакцинации, как Instagram вредит самооценке и психике подростков, вызывая суицидальные мысли, а также что на Facebook существует VIP-клуб для обладателей элитных аккаунтов. В одном из скопированных Хауген и опубликованных The Wall Street Journal документов отмечается, что важной аудиторией, на которую компания делает ставку, являются дети в возрасте 10-12 лет.
Кроме сотрудничества с медиа, Хауген в прошлом месяце подала анонимные жалобы в федеральные правоохранительные органы США, обвиняя Facebook в умышленном обмане пользователей в отношении прогресса в борьбе с ненавистью, насилием и дезинформацией в интернете, реальную ситуацию с которыми компания, по ее словам, скрывает.
Facbook — не первая технологическая компания в послужном списке Хауген, с 2006 года она успела поработать в Google, Yelp, Pinterest, а в 2010 году во время обучения по программе управления в Гарвардской школе бизнеса стала соучредителем платформы знакомств Secret Agent Cupid, которая впоследствии превратилась в приложение для знакомств Hinge. В Facebook в ее обязанности входил анализ данных с целью доработки алгоритма персонализации, а также работа с «вызовами, связанными с демократией и дезинформацией», но, воспользовавшись служебным положением, она изучала и другие отчеты и внутренние исследования компании, которые затем начала анонимно передавать для публикации журналистам. В своем выступлении перед сенаторами она сказала, что пришла в Facebook, чтобы сделать его «менее токсичным», и ушла, когда поняла, что компания идет не тем путем, а она как сотрудник не может повлиять на решения руководства.
Хауген заявляла, что заинтересовалась борьбой с дезинформацией еще в 2014 году, насмотревшись на друзей, одержимых теориями заговоров на онлайн-форумах. «Одно дело изучать дезинформацию, другое — потерять из-за нее кого-то. Многие люди, которые работают над этими продуктами, видят только положительную сторону вещей», — приводит ее слова The Wall Street Journal. Поэтому, когда в 2018 году на нее вышел рекрутер из Facebook, Хауген, по ее словам, настояла на том, что ей нужна работа, связанная с демократией и борьбой с распространением ложной информации. После того как команду по борьбе с дезинформацией расформировали по завершении президентских выборов 2020 года, она решила действовать более радикальными методами, чтобы «спасти Facebook, который она так любит».
В своем эмоциональном выступлении перед Сенатом она заявила, что руководство компании ставит прибыль выше безопасности пользователей соцсети, формируя алгоритмы таким образом, чтобы люди как можно больше времени проводили в пустых дискуссиях, оскорбляя друг друга в комментариях, ведь Facebook на этом зарабатывает. По ее словам, деятельность компании не только разжигает ненависть, делает несчастными неуверенных в себе подростков, но и «ослабляет демократию», что якобы доказывают собственные исследования Facebook. Организацию захвата Капитолия в январе этого года Хауген тоже связывает с деятельностью соцсети.
Чем ответил Цукерберг
Глава компании Марк Цукерберг на своей странице в соцсети заявил, что многие из утверждений Хауген «не имеют никакого смысла». «Если бы мы собирались игнорировать исследования, зачем нам было создавать ведущую в отрасли исследовательскую программу, чтобы в первую очередь разобраться в этих важных вопросах? Если бы мы не заботились о борьбе с вредным контентом, то зачем нам было нанимать так много людей, преданных этому делу? Если бы мы хотели скрыть наши результаты, зачем бы нам устанавливать ведущий в отрасли стандарт прозрачности и отчетности о том, что мы делаем?» — написал он.
В публичном заявлении компании также отмечается, что Хауген была рядовым сотрудником низшего звена и не может судить о внутренних процессах компании.
Цукерберг также опроверг аргумент о том, что соцсеть намеренно продвигает контент, который сталкивает людей друг с другом, ради выгоды. «Мы зарабатываем деньги на рекламе, а рекламодатели постоянно говорят нам, что не хотели бы, чтобы их реклама появлялась рядом с вредоносным или вызывающим ненависть контентом. И я не знаю ни одной технологической компании, которая хотела бы создавать продукты, которые вызывают у людей гнев или депрессию», — подчеркнул он.
Учитывая, как много внимания привлечено к заявлениям Хауген, а также предысторию отношений Цукерберга с регуляторами, едва ли можно ожидать, что на этом инцидент будет исчерпан. Сенаторы к Хауген весьма благосклонны, называют ее героиней и обещают защитить от любых нападок со стороны бывшего работодателя. В 2018 году Цукерберг сталкивался с обвинениями в свой адрес, после того как Cambridge Analytica использовала данные 87 млн человек, размещенные на Facebook. Тогда он давал показания перед Комитетом по законодательству и Комитетом по науке, торговле и транспорту в течение пяти часов. В марте 2018 года Федеральная торговая комиссия США начала расследование против Facebook, а власти Великобритании — против Cambridge Analytica. В компании утверждают, что с тех пор пересмотрели методы работы с данными и заявили, что проведут проверку всех приложений, которые имели доступ к пользовательским данных до того, как Facebook ужесточил требования к их защите в 2014 году в ответ на инцидент с Cambridge Analytica.
В 2020 году Цукерберга снова пригласили в Конгресс вместе с главами Google, Apple и Amazon, заподозрив Facebook в умышленной монополизации рынка при покупке Instagram, причем в сеть утекла внутренняя переписка основателя Facebook с занимавшим тогда должность финансового директора компании Дэвидом Эберсманом, где Цукерберг писал, что Instagram может «серьезно навредить, даже не становясь большим бизнесом», поэтому его надо сделать частью Facebook, цитировало миллиардера издание The Verge. На этом фоне звучали призывы разделить компанию, так как сейчас она слишком большая и слишком влиятельная. Эти призывы возобновились с новой силой.
Чем это грозит Facebook
Сама Фрэнсис Хауген в своем выступлении в Сенате подчеркнула, что не считает разделение компании удачным решением, так как в этом случае она останется «Франкенштейном, который меняет людей и создает для них угрозу». Вместо этого она предлагает усилить контроль над компанией, которая сейчас никому не подчиняется. Хауген предложила сформировать госорган, который бы регулировал деятельность соцсетей.
Представители Facebook согласны, что интернет нуждается в регулировании, и заявили, что Конгрессу пора действовать. Марк Цукерберг призывает к усилению регулирования интернета еще с 2019 года. Вероятно, одним из последствий нынешней кампании может стать появление дополнительных мер регулирования. Опрошенные The Guardian эксперты уверены, что выступление Хауген может стать последней каплей, которая подтолкнет Конгресс к реальным мерам в отношении Facebook.
Выступление Хауген может быть частью спланированной кампании против Facebook и приведет к оттоку аудитории на другие платформы и падению акций компании, считает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков. «При этом нынешнему президенту Джо Байдену, в отличие от его предшественника Дональда Трампа, который затеял войну с Facebook, Twitter и TikTok, делить с Цукербергом нечего», — считает эксперт.
Однако на данный момент власть настроена не слишком дружелюбно по отношению к Цукербергу. «Неспособность Facebook признать и действовать подтверждает его моральную несостоятельность… Если они не приступят к действиям, Конгрессу придется вмешаться», — заявил сенатор Ричард Блументаль. Несколько сенаторов выступили в поддержку Хауген и осудили Цукерберга за то, что, по их мнению, он принимал решения в обход правил, защищающих безопасность и конфиденциальность пользователей, а также выступал за продвижение контента в зависимости от степени активности пользователей, которую он вызывает.
На фоне обвинений соцсеть объявила, что временно отложит запуск новых продуктов, в том числе для детей и подростков. На этой неделе акции Facebook падали, а состояние Марка Цукерберга сократилось почти на $7 млрд. Хотя аналитики считают, что это скорее флуктуации, связанные с общим состоянием рынка, чем последствия конкретных репутационных и технологических проблем компании, СМИ уже назвали Хауген «худшим кошмаром Цукерберга». Сенаторы уже начали говорить, что намерены призвать Цукерберга к ответу после выступлений Хауген, и сама она продолжит беседовать с регуляторами и представителями власти, так что в ближайшее время компании придется продолжать отвечать на обвинения и искать хорошие решения.