Добросовестные инвесторы уйдут, а кто придет им на смену? МДС о новых ставках сбора за удержание лицензий

Новые ставки сбора за удержание лицензий на право пользования недрами при поиске, разведке и разработке полезных ископаемых утверждены постановлением Кабинета министров КР от 27 сентября года № 185. Постановлением увеличены ставки сбора за удержание лицензий (СУЛы) в десятикратном, двадцатикратном, а в некоторых случаях и в 1000-кратном размере. Международный деловой совет рассказал о возможных негативных последствиях увеличения СУЛ.

Масштабы последствий

Международный деловой совет подготовил анализ на основе данных нескольких предприятий, который может послужить в качестве наглядного примера, чтобы представить масштабы последствий для недропользователей от принятых норм.

Ставка лицензии на проведение геолого-поисковых работ на коренное золото на 4-м году работы увеличилась в 1000 раз (старый коэффициент 0,1, новый – 100 за 1 гектар); ставки на геологоразведочные работы на 6-м году увеличились в 20 раз (старый коэффициент 8, новый – 160 за 1 гектар), а ставка лицензии на разработку на 8-м году  возрастает в 55 раз (старый коэффициент 10, новый – 550 за 1 гектар).

Группа компаний, занимающаяся геолого-поисковыми работами, сообщила, что по старым ставкам они платили чуть более 5 млн. сомов в год, а по новым ставкам должны будут платить более 12 млрд. сомов в год.  Другая компания, владеющая лицензией на геологоразведочные работы, в среднем платила около 7,5 млн. сомов в год, а теперь должна платить более 154 млн. сомов в год.  Еще одна компания, владеющая лицензией на разработку, по старым ставкам платила в среднем около 170 тысяч сомов в год, теперь же должна платить более 11 млн. сомов в год.

Коснется и других видов деятельности

Стоит обратить внимание и на другие виды деятельности. Как показывает практика, любое удорожание производства отражается на конечной стоимости готовой продукции.

Постановлением значительно увеличены СУЛы в отношении предприятий, добывающих сырье для строительных материалов (мрамор, известняк, глину и суглинок, песчано-гравийную смесь и прочее), а также уголь.

Например, ставка лицензии на разработку месторождений стройматериалов на 7-м году работы (наиболее распространенный срок в этой сфере) увеличилась в 20 раз (старый коэффициент 15,  новый коэффициент 300 за 1 гектар).

Сегодня мы наблюдаем высокую конкуренцию на рынке стройматериалов, и даже небольшое увеличение себестоимости продукции может привести к неконкурентоспособности местных производителей строительных материалов как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Разумеется, в очередной раз возрастет цена стройматериалов для населения, причем изрядно.

В стране начался осенне-зимний период, и в связи лимитами на потребление электроэнергии население активно закупает уголь. Напомним, местный уголь закупают ТЭЦ и многие котельные.

При этом ставка лицензии на разработку угольных месторождений на 7-м году работы увеличилась в 16,6 раза (старый коэффициент 15; новый коэффициент 250).

Увеличение неналоговой нагрузки на угольные предприятия может отразиться на цене угольной продукции, что ляжет дополнительным бременем на население страны.

Не обсудили с ни бизнесом, ни с обществом в целом

Согласно законодательству, проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, кроме анализа регулятивного воздействия, подлежат обсуждению с бизнес-сообществом. Чего сделано не было.

Более того, документ не был вынесен на общественное обсуждение. Поэтому новость о введении новых СУЛов вызвала, мягко говоря, недоумение в бизнес-сообществе.

Пострадают добросовестные компании

По мнению бизнеса, постановление искажает основную цель платежа за удержание лицензии. В свое время этот вид платежа был введен как один из инструментов борьбы с субъектами, удерживающими лицензии без проведения каких-либо работ на участках и с целью дальнейшей перепродажи лицензий.

В этом смысле Порядок уплаты, исчисления сбора и ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами, как в существующей, так и в недавно принятой  редакции, не соответствует своему духу и замыслу. Потому что повышенные ставки СУЛов коснутся всех недропользователей, и больше всех пострадают добросовестные предприятия.

Частные компании работают на государство

Поисковые и геологоразведочные компании выполняют очень важную для государства работу – открытие новых месторождений, пополнение минерально-сырьевой базы.

Практически все ныне доступные были открыты в советское время, тогда поиском и разведкой занимались 8 специализированных полевых экспедиций, в которых работали свыше 13 тысяч человек. Сейчас эти экспедиции практически бездействуют, новые месторождения не открываются, потому что не хватает государственного финансирования.

В рыночной экономике эту функцию должны выполнять частные компании. Таким образом было открыто Шамбесай, одно из немногих, открытых за период независимости.

Поэтому очень важно поисковые и геологоразведочные компании поощрять, во многих странах их вообще освобождают от платежей, а платежи, аналогичные СУЛу, применяются для разработчиков.   В случае если они не вышли на проектную мощность и их ожидания не подтвердились, чтобы не приостанавливать лицензию, не останавливать работу, вводятся такие мягкие экономические меры воздействия.

Огромные СУЛы – для всех

В нашем случае СУЛы применяются ко всем – и поисковикам, и геологоразведочным компаниям, и разработчикам, причем по этим новым ставкам необоснованно высокими платежами будут облагаться все.

К чему это приведет? Поисковые и геологоразведочные компании (так называемые юниорские компании, которые потом привлекают больших инвесторов) будут вынуждены свернуть свою деятельность и уйти в другие страны. Они уйдут, и эту роль некому будет выполнять для государства. Лицензионные площади будут простаивать, а горнодобывающая отрасль и геология в целом придут в замедленное состояние, в стагнацию.

Еще один важный момент. Даже по действующим ставкам СУЛов идет недобор средств, поступающих в бюджет государства. Например, в 2015 году собираемость по ПУЛам (плате за удержание лицензии) составляла около 40 процентов.  С 2017 года наблюдается тенденция на снижение объема выплат по СУЛам. В 2017 году выплачено  392 851,8 тысячи сомов, в 2018 — 377 891,1 тысячи сомов, в  2019 — 341 357,7 тысячи сомов и в 2020 — 251 399,1 тысячи сомов.

Поэтому повышение ставок может привести к еще большему падению выплат в бюджет в среднесрочной перспективе.

Так есть ли смысл повышать платежи? Экономической логики в этом нет, пострадают все местные бюджеты, куда эти СУЛы попадают.

Как сообщает пресс-служба Кабинета министров КР, ежегодные отчисления в местные бюджеты по ПУЛам составляют 250-377 млн. сомов. Если большая часть компаний свернет свою работу, будут огромные выпадения по неналоговым отчислениям в местные бюджеты (айыл окмоту).

Добросовестные инвесторы уйдут, а кто придет им на смену?

Насколько мы поняли, логика инициаторов повышения этих ставок в том, чтобы компании не удерживали лицензии, сокращали лицензионные площади или освобождали их. Но в нынешней ситуации этим компаниям придется полностью свернуться, даже в случае сокращения площади.

По словам специалистов предприятий, новые ставки СУЛов будут неподъемным бременем, и в калькуляциях это видно. Действующие инвесторы уйдут, а новые добросовестные компании вряд ли придут на эти площади. Никто не станет вкладывать инвестиции, когда стоимость СУЛов  превышает стоимость собственно геологических работ. Или могут прийти недобросовестные, нечистые на руку компании с другими целями. Поэтому очень важно отнестись к этому серьезно.

Если компании не выполняют свои планы горных работ, не используют поисковые и геологоразведочные площади по назначению, то есть механизмы контроля и воздействия, предусмотренные законодательством о недрах. Это процедуры приостановления или аннулирования лицензии, и можно использовать эти рычаги.

Нет никакой необходимости в столь неадекватном повышении ставок СУЛов, это беспрецедентные меры.

Минерально-сырьевая база страны должна постоянно пополняться, заменяя уже отработанные месторождения. Но чтобы открывать новые и пополнять госбаланс полезных ископаемых, нужно, по примеру передовых стран,  поддерживать поисковые и геологоразведочные работы, а не тормозить их работу, привлекать инвесторов льготами и преференциями, а не разгонять их новыми фантастическими ставками сборов.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться