Узбекистан уже давно должен был превратиться из экспортера газа в его импортера — экс-министр нефтяного снабжения

Автор -
275

    С 1 октября юридические лица освобождены от уплаты таможенных пошлин на ввоз природного газа на территорию Узбекистана. Об этом говорится в указе президента, подписанном 6 октября.

    До настоящего времени Узбекистан являлся лишь экспортером газа. Бывший министр нефтяного снабжения Узбекистана, а ныне предприниматель Анвар Хусаинов считает, что Узбекистан давно должен был превратиться из экспортера газа в крупного импортера в Центральной Азии, и что этот процесс затянулся на 30 лет, пишет Служба новостей Центральной Азии.

    Узбекистан добывает в среднем 60 миллиардов кубометров газа в год. Страна использует 40 миллиардов кубометров для внутреннего потребления и экспортирует оставшиеся 20 миллиардов кубометров.

    Фактически, по оценкам Анвара Хусаинова, ежегодная потребность Узбекистана в газе составляет не менее 65 000 кубометров. Но даже в этом случае из политических интересов он экспортирует 20 миллиардов кубометров газа, даже если оставит население без газа.

    «Согласно указу президента, подписанному 6 октября, эту нехватку теперь можно избежать», — сказал Хусаинов.

    По мнению эксперта, Узбекистан должен специализироваться в основном на экспорте туркменского газа. «Во-первых, туркменский газ по стоимости в несколько раз дешевле узбекского. Например, Туркменистан может поставлять газ по сотне долларов за тысячу кубометров, а в Узбекистане цена близка к мировым.

    Во-вторых, в Узбекистане есть инфраструктура, способная хранить до 10 миллионов кубометров туркменского газа, и эта инфраструктура расположена в нескольких сотнях километров непосредственно от границы с Туркменистаном.

    В-третьих, это также в интересах Туркменистана. Это потому, что было бы выгоднее поставлять газ в Узбекистан, чем в Китай, который находится на расстоянии 5 тысяч километров.

    Из-за государственной нефтегазовой системы в Узбекистане эти работы до сих пор не проводились. «После указа президента Узбекистан только выиграет от импорта газа, только если в ситуацию не вмешаются люди, которые захотят воспользоваться и нажиться на этом», — резюмировал бывший министр.