Разработанный сибирскими учеными искусственный интеллект обнаружил первоисточник сюжета южнокорейского сериала «Игра в кальмара», ставшего самым популярным за всю историю Netflix. Им оказался знаменитый роман Агаты Кристи, пишет «Российская газета».
Просмотры южнокорейского сериала «Игра в кальмара» уже перевалили за рекордную отметку в 111 миллионов. Сюжет фильма рассказывает о погрязших в долгах людях, которые из-за нужды в деньгах соглашаются поучаствовать в странных играх в тайном месте. За победу в соревнованиях предусмотрена крупная сумма. Однако ставки при этом смертельно высоки. Выбывшие из игры участники погибают.
— Когда мы начали проверку, то уже на первой минуте поиска машина нашла совпадения с японским фильмом «Королевская битва» по одноименному роману-бестселлеру 1999 года Косюна Токами, — рассказал «РГ» автор разработки, руководитель проекта AI, томский ученый Евгений Гарин. — В течение следующих нескольких минут один за одним Искусственный интеллект выдал следующие совпадения сюжетов: фильм «Голодные игры» по одноименному роману Сьюзен Коллинз, японский фильм ужасов Такаси Миикэ «Страшная воля богов», сериал «Игра престолов» Дэвида Бениоффа и Дэниела Бретта Уайсса. И чуть позже еще целый пакет произведений, основой которому служит знаменитый детективный роман Агаты Кристи «Десять негритят», изданный в 1939 году, а также его многочисленные экранизации.
По данным Искусственного интеллекта, первоисточником сюжета «Игры в кальмара» также стало самое продаваемое произведение английской писательницы. В основе сериала — игра на выбывание, в конце которой должен остаться только один игрок. В игре есть подсаженный — ложный игрок, инициатор игры. В романе Агаты Кристи это смертельно больной судья Уоргрейв, который собрал на острове под вымышленным предлогом людей, избежавших наказания за свои проступки. В сериале это игрок под номером «001» — больной раком старик. Именно он и создал эту игру и руководит болью, страданиями и смертью участников.
Впрочем, по мнению ученого «Десять негритят» тоже не являются самостоятельным уникальным сюжетом. Агата Кристи заимствовала его из народного фольклора — корабельной байки о производстве крысобоя — крысы-каннибала, выращенной в бочке с обычными крысами.
— Данный фольклорный первоисточник можно обнаружить и в таких известных фильмах, как «Блэйд», «Декстер», «Координаты Скайфол», и, конечно же, «Бегущий по лезвию» Ридли Скота по произведениям Филипа Дика, — говорит Евгений Гарин.
Ученый считает, что сериал «Игра в кальмара» обвиняют в негативном влиянии на несовершеннолетних совершенно беспочвенно. Потому что в противном случае в таком же влиянии можно заподозрить и детектив «Десять негритят» Кристи, входящий в сотню самых читаемых романов во всем мире, и все вышеперечисленные фильмы из двух веток заимствования сюжета первоисточника.
Впрочем, искусственный интеллект все-таки обнаружил в сериале скрытые деструктивные закладки, воздействующие на подсознательный уровень. К примеру, в «Игре в кальмара» делается важный акцент на визитке с номером телефона. На ее обороте изображены, слева направо, квадрат, треугольник, круг. Этот символ уже встречался зрителям в «Гарри Поттере» и является инвариантом символа «Даров смерти».
По мнению Гарина, сюжет с игрой на выбывание является одним из самых популярных у зрителей и читателей всех поколений.
— Востребованность этого сюжета заключается в том, что большинства из нас он знаком, узнаваем и даже близок, — говорит ученый. — Во все времена людей привлекали азартные игры, дающие шанс испытать свою удачу и разбогатеть, ничего при этом не делая. Весь секрет популярности заключается в том, что в персонажах таких историй мы узнаем самих себя.