Это вынужденная мера: правозащитница о появлении женских вагонов в Казахстане

Автор -
294

В Казахстане с 10 октября начали ездить поезда с женскими вагонами. Если часть населения была рада такой новости, то некоторые отнеслись к затее скептически. Известная правозащитница, доктор права Халида Ажигулова назвала причины, по которым в стране вынуждены выделить женщинам отдельные купе, передает Liter.kz.

Правозащитница отметила, что появление женских вагонов никак не связано с религией. Казахстан – это светское демократическое государство, где на уровне Конституции запрещено разделять общественные пространства на женские и мужские по религиозным причинам.

Отметим, что женщинам выделили лишь несколько вагонов в двух поездах, отъезжающих из Алматы в Оскемен или Мангистау. Нововведение пока находится на стадии доработок. В дальнейшем перевозчики будут оценивать целесообразность таких вагонов.

«Подобные женские вагоны в поезде – это нонсенс в развитых правовых государствах, где законы и правоприменительная практика эффективно защищают любого гражданина от насилия вне зависимости от пола. Однако, в Казахстане такие вагоны – это вынужденная необходимость», — пояснила Халида Ажигулова.

Сегодня многие женщины не чувствуют себя в безопасности, находясь в поезде с незнакомым человеком. Причина тому – высокий риск домогательств и насилия. Один из подобных резонансных случаев произошел в 2018 году. Тогда проводники поезда «Тальго» изнасиловали пассажирку, которая одна возвращалась домой.

Причины, увеличивающие риски насилия над женщинами в поездах Казахстана

По словам Халиды Ажигуловой, одна из причин: пробелы в законодательстве, которые развязывают руки насильникам. В Казахстане нет уголовной ответственности за сексуализированные домогательства в общественных местах, в том числе в транспорте.

«Правозащитные организации уже больше 20 лет предлагают принять соответствующее законодательство, но МВД до сих пор не поддерживает такие поправки», — отметила она.

Еще одной причиной является отсутствие необходимых знаний и инструкций у полицейских, чтобы расследовать преступления гендерного характера.

По словам эксперта, казахстанские полицейские не только не знают, как правильно допрашивать жертв гендерного насилия, но и проявляют недоверие к ним. Некоторые сотрудники правоохранительных органов советуют пострадавшим отказаться от подачи заявления, ссылаясь на недостаточное количество доказательств. Как следствие, многие инциденты остаются нераскрытыми.

«В результате, пострадавшие от изнасилования и домогательств в поездах получают еще большую травму во время расследования. В частности, в Казахстане распространен виктимблейминг и культура недоверия жертвам гендерного насилия со стороны правоохранительных органов», — заявила Халида Ажигулова.

Третьей причиной является отсутствие должного правового просвещения в школах; обучение уважению личных границ, нулевой терпимости к любым формам насилия и гендерным стереотипам; отсутствие полового просвещения, в том числе о принципе согласия на половые отношения.

«В итоге, у нас в целом очень высокий уровень насилия в отношении женщин в обществе. А в поездах женщины особенно уязвимы перед насилием, учитывая, что многие поездки длятся больше суток, и женщины вынуждены ночевать в купе. Если насилие произойдет где-то в степи, то нет практически никакой возможности вырваться от насильника и позвать на помощь из-за отсутствия мобильной сети», — пояснила Ажигулова.

Учитывая все причины, Халида Ажигулова уверена, что на сегодня женские вагоны —  это вынужденная мера, поскольку на изменения законодательства, защищающие права женщин, могут уйти годы.

В заключение правозащитница отметила, что несмотря на то, что Казахстан на международном уровне взял на себя обязательства по защите женщин от любых форм дискриминации и насилия, на практике гражданки страны все еще не защищены.

Практика внедрения женских вагонов в мире есть. К примеру, отдельные купе для слабого пола есть Японии и ОАЭ. Летом 2021 года в соседней России также заговорили о запуске женских вагонов в метро. Со слов чиновников, такая мера поможет защитить россиянок от домогательств в общественном транспорте.

По данным Департамента полиции на транспорте, в пассажирских поездах Казахстана с начала 2021 года зарегистрировали 124 уголовных правонарушения. Большая часть из них — это кражи и наркопреступления. 4 887 человек привлекли к ответственности за различные административные правонарушения. Всего за отчетный период стражи порядка раскрыли 70% преступлений.

В начале 2021 года глава МВД Ерлан Тургумбаев заявил, что уголовные дела по фактам полового насилия в отношении женщин и несовершеннолетних будут расследовать женщины-следователи.

8 октября стало известно, что Казахстан оказался почти в самом низу рейтинга стран по уровню безопасности — 98 место из 137 возможных. По данным аналитиков, с начала года в Казахстане зарегистрировали порядка 114 тысяч уголовных преступлений, из них 29 тысяч — это тяжкие и особо тяжкие.