Депутат парламента Кыргызстана Наталья Никитенко раскритиковала действия кабмина по передаче части ТЭЦ Бишкека под управление компании Hampton Resources limited. Об этом она написала в соцсетях:
«Мы наконец заслушали отчет правительства по подготовке к зиме. Вице-премьер признался, что поставки угля в этом году запоздали и начались только 1 (!) октября. В Токтогульском водохранилище критически мало воды. Разговоры о том, что мы закупим электроэнергию в России, Таджикистане как-то сами по себе затихли. Как и многие обещания этой власти. Не очень понятно, зачем при температуре +20 отапливать квартиры, но возможно у нас много угля? Вроде нет. Необходимо 3 млн. тонн, сегодня на складах 200 тысяч тонн.
Сегодня нам главное не убить ТЭЦ, являющуюся ведущим поставщиком тепла для более чем миллионного города и света для значительной части севера страны.
Но правительство заявляет, что часть ТЭЦ он отдает в аренду иностранной компании (!). ЗАЧЕМ? Если она поставщик угля, то пусть себе и поставляет, зачем ей аренда нашего оборудования? Мы что сами не сможем уголь в топку положить? Разучились? Вроде нет, люди работают. И работают не первый год, не первый десяток лет.
Может эта компания, является крутым экспертом по обслуживанию ТЭЦ нашего типа?
Тоже вроде нет. Компания с не очень понятным статусом, зарегистрирована то ли в Лондоне, то ли в Новой Зеландии, директора меняются довольно часто. Она владеет 3 шахтами в Казахстане, а также обогатительными фабриками. Нигде нет разговора об опыте управления ТЭЦ, тем более такими крупными, как наша. И это понятно, ни одно уважающее себя государство не допустит к управлению стратегическим объектом иностранную компанию с очень странными данными и, возможно, оффшорной историей.
Пойдем далее, ТЭЦ — это единый комплекс. Да, он делится на старую и новую части. Но внутри и вместе он единый комплекс. Нельзя отдать одну часть, а другую нет. Отдать котлоагрегаты, а турбины нет. Но они работают только с турбоагрегатами. Чтобы выработать энергию нужна объединенная работа котлоагрегатов+турбоагрегатов+химического цеха, электрического оборудования, а здесь передают только котлоагрегаты. Поэтому получается, здесь цель не выработать энергию, а сжечь уголь. Резко возрастают риски аварийных отключений.
Про уголь. Что это за уголь? Читаем в интернете.
Марка КО (Коксовый отощенный). Такой уголь представляет собой уголь с выходом летучих веществ, близким по значениям к коксовым углям, но с меньшей толщиной пластического слоя – 10-12 мм. Уголь марки КО применяется для производства металлургического кокса в качестве одного из присадочных углей к маркам ГЖ и Ж. (https://n-sd.ru/…/147-marki-uglya-i-ikh-kharakteristiki). Коксующиеся марки угля в теплоэнергетике практически не используются (http://uuct.ru/article/coal-sort.html).
Топливо для ТЭЦ (http://www.energo-es.kg/…/o-kom…/filialy/tets-g-bishkek/), официальная страница ТЭЦ.
Проектным топливом для котлов III очереди ТЭЦ принят карагандинский каменный уголь шахтной добычи марок рядовой и промпродукт, для котлов IV и V очередей – смесь из 75% карагандинского угля и 25% ташкумырского.
Проектным топливом для котлов YG-710/13.8-YN20 принят бурый уголь марки Б3 Кавакского бассейна. Освоено также сжигание бурого угля Кавакского бассейна и каменного угля Шубаркольского месторождения марки Д.
Эксперты говорят, что при использовании угля марки КО ухудшится экология, так как зольность (24%) угля КО в два раза выше зольности (12%) угля марки Д.
Сейчас мощность ТЭЦ составляет 800 МВт. В год производится 1-1,5 млрд киловатт-часов. Когда проводилась реконструкция при Атамбаеве, заявлялось, что мы в состоянии обеспечить себя светом и теплом. Это был обман? Тогда давайте спросим у тех, кто проводил ту реконструкцию.
Как можно на этом оборудовании увеличить выработку электроэнергии с 1,2 млрд кВт⋅ч до 6 млрд кВт⋅ч в год, снизить себестоимость электроэнергии в среднем с 3,93 сома до 1,75 сом за кВт⋅ч и тепла до 900-945 сом за 1 Гкал/ч, устранить убытки ТЭЦ в размере 4,5 млрд сом и обеспечить получение прибыли не менее 1,1 млрд сом в год, как заявляет аппарат президента?
При этом, даже вице-премьер Аалиев ответил, что выработка на ТЭЦ Бишкека может быть повышена до 420 МВт, что сравнимо с 2,5 млрд кВт⋅ч электроэнергии. Но никак не 6 млрд. Хотя и это сомнительно.
Министр энергетики Бекмурзаев в свою очередь вообще уклонился от ответа. Любой специалист скажет вам, что это невозможно. Нельзя за счет изменения марки угля повысить эффективность в 3-4 раза. Это абсурд. Иначе мы бы в советские времена, когда уголь был общий, легко поднимали бы свою эффективность.
И последнее, нынешнее правительство и Президент, идя к власти четко сказали, что время, когда мы отдавали иностранцам наши ресурсы, закончилось, теперь мы будем разрабатывать свои богатства сами. Ну и что? Первым делом новый кабинет министров передаёт казахам нашу ТЭЦ? ЗАЧЕМ?
Если это правительство не может управлять, то может нам пока не поздно его заменить? Будет хуже, если мы это поймем в разгар зимы».
Ранее администрация президента КР разъяснила вопрос с казахстанской компанией.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.