Засуха в Казахстане. «Единственный выход — распродать скот, но кому нужны тощие животные»

Автор -
406

Казахстанские фермеры из-за засухи этим летом потеряли тысячи голов скота, а остальные животные истощены настолько, что едва ли им удастся пережить зиму. От засухи страдает не только западный, но и южный регион страны. Корреспондент Азаттыка съездила в село Алимтау Сарыагашского района Туркестанской области. Здесь фермеры рассказывают о своем бедственном положении перед холодами и опасаются, что «пойдут по миру», пишет «Азаттык» (казахская редакция Радио Свобода).

Село Алимтау расположено в 90 километрах от Сарыагаша. Земля по обе стороны дороги абсолютно голая. От села Жайдак к Алимтау в поисках травы бредут отощавшие животные. Водитель рассказал, что фермеры, кто мог, отогнали свой скот на пастбища рядом с Коксарайским водохранилищем. Другие пытались выжить, покупая сено и другие корма летом, часто по завышенным ценам.

Дорога в село Алимтау. Туркестанская область, 14 октября 2021 года
Дорога в село Алимтау. Туркестанская область, 14 октября 2021 года

Запас сена пустили в расход еще летом

Фермер Куаныш Космырзаев летом продал 200 овец, пока те совсем не исхудали. Еще 250 овец, которых он пытался выкормить, очень слабые, а впереди зима. Истощен и другой скот фермера — коровы и лошади.

— Положение населения неважное. В степи нет травы. Мы отпускаем животных на пастбище только для того, чтобы они размяли ноги. По возвращении даем старое прогнившее сено. Не знаю, что будет зимой. Недавно две коровы не вернулись с пастбища. Они были тощие очень, погибли в степи. Мы там и закопали их, — рассказывает фермер.

Корова пьет воду из корыта. Алимтау, Түркестанская область, 14 октября 2021 года
Корова пьет воду из корыта. Алимтау, Түркестанская область, 14 октября 2021 года

 

Прежде скот пасли на пастбищах до самых снегов, говорит фермер. Но в этом году он не смог собрать достаточно сена и других кормов из-за засухи. Кормить животных в стойле Куанышу Космырзаеву придется еще полгода холодов. Он собрал три тысячи тюков сена и десять тонн других кормов, но этого недостаточно. Для сохранения имеющегося поголовья ему необходимо не менее шести–семи тысяч тюков сена и 45 тонн других кормов.

— У нас нет другого выхода, кроме как продавать. Но рынок в Сарыагаше переполнен скотом на продажу. Цена на стригунков упала с 100 тысяч тенге до 70–80 тысяч тенге. Цена на ярок снизилась с 50 тысяч тенге до 20–25 тысяч тенге. В этом году, если ситуация не улучшится, чувствую, пойдем по миру, – вздыхает Куаныш Космырзаев.

Засуха сказалась не только на животных. В этом году из-за отсутствия дождей не взошли и посевы. Куаныш Космырзаев на 400 гектарах посеял пшеницу, вложив в дело пять миллионов тенге, но не смог собрать ни зернышка.

Пенсионер, занимающийся фермерством в Алимтау, Куаныш Космырзаев. Туркестанская область, 14 октября 2021 года
Пенсионер, занимающийся фермерством в Алимтау, Куаныш Космырзаев. Туркестанская область, 14 октября 2021 года

Люди только и говорят, что о гибели животных и кормах

Местный акимат в качестве помощи предложил фермерам перегнать скот на пастбища, расположенные в 100 километрах от села — к Коксарайскому водохранилищу, недалеко от города Арыси. Такое решение стало возможным для 30 фермеров, которые погнали на джайляу у водохранилища 40 тысяч голов скота. Крестьяне, у которых нет пастухов, остались в селе. Сельчане говорят, что жители при встрече только и говорят, что о гибели животных и кормах.

Алмасбек Маликов держит свой скот в сарае под горами. Мужчина говорит, что купил корма, продав около 300 ягнят. Сейчас он пытается спасти оставшихся 400 овец и готовится к зиме. По его словам, в прошлом году была трава, хоть она и не годилась для покоса, но скот пасти можно было.

— В этом году нет никакой травы — пусто. Другого выхода, кроме как сократить поголовье скота, нет, — говорит он.

Овцы едят разбросанное по земле сено, Алимтау. 14 октября 2021 года
Овцы едят разбросанное по земле сено, Алимтау. 14 октября 2021 года

 

Брат Алмасбека Маликова тоже фермер. Он с другими сельчанами погнал скот на пастбища возле Коксарайского водохранилища. Его загон для крупного рогатого скота и овец опустел. Родственники время от времени наведываются в сарай и охраняют его.

— Вот, смотрите, сарай опустел. Сараи соседей, крыши которых вы видите, тоже пустуют. Мы переживаем, что весь скот погибнет, если зима в этом году будет суровой, — говорит он.

При выезде из села Алимтау есть несколько мест для водопоя скота. Один предназначен для коров и лошадей, другой — для мелкого скота. Рядом с первым водопоем мы увидели много голодных лошадей и отощавших коров. Некоторые не могли встать с места.

Пустой загон для животных. Скот хозяева перегнали в соседние районы, где взошла трава. Туркестанская область, Сарыагашский район, 14 октября 2021 года
Пустой загон для животных. Скот хозяева перегнали в соседние районы, где взошла трава. Туркестанская область, Сарыагашский район, 14 октября 2021 года

У второго пункта для водопоя — сотни овец и несколько пастухов. Люди разбросали сено по земле – своеобразная имитация джайляу.

— Поскольку у нас не было денег, чтобы купить корма, мы продали весь приплод этого года. Здесь около 400 овец. Мы забрали домой около 50 голов отощавших овец, чтобы спасти их от голодной смерти. Похоже, если не получим помощь от правительства, ни одна овца зиму не переживет, — говорит фермер.

Место для водопоя у опустевших загонов для скота. Туркестанская область, 14 октября 2021 года
Место для водопоя у опустевших загонов для скота. Туркестанская область, 14 октября 2021 года

«В случае гибели животных от голода компенсация не предоставляется»

Аким Алимтауского сельского округа Заирбек Маликов говорит, что в «селе нет животных, погибших от голода».

— Некоторые фермеры не дают скотине сено и пасут его в степи. Но там нет чистой травы, она смешана с почвой. Животные, возможно, умирают из-за того, что едят такую траву, — говорит он.

Аким говорит, что местные власти знают о том, что у фермеров заканчиваются корма и зимой ситуация может ухудшиться.

— Вы же видите, вокруг ничего нет. Фермеры, которые ушли на джайляу в Коксарае, останутся там до снегов. Они вернутся в село примерно через месяц. У фермеров достаточно кормов до января. Им нужны корма еще на два месяца, чтобы дотянуть до весны. Иначе ситуация ухудшится. В этом году фермеры продали много овец, но сколько, неизвестно. Есть планы продать более трех тысяч голов скота, но скот не проходит на рынке, — говорит он.

Домик скотовода на точке с солнечными батареями рядом. Сарыагашский район, 14 октября 2021 года
Домик скотовода на точке с солнечными батареями рядом. Сарыагашский район, 14 октября 2021 года

 

Исполняющий обязанности руководителя отдела предпринимательства и сельского хозяйства Сарыагашского района Мадияр Турлыбеков говорит, что жителям, пострадавшим от засухи, компенсация предоставляться не будет.

— Животноводам села Алимтау выделили сенокосы в соседних селах и районах, чтобы они могли накосить сена. Когда поступит более дешевый корм, неизвестно. Даже в случае засухи для фермеров не предусмотрены бесплатные корма и компенсации за погибших от голода животных. Предоставляются только субсидии на поголовье скота и корма по сниженным ценам. Компенсация выдается только в случае массового падежа скота, вызванного распространением инфекционных заболеваний, — говорит он.

Турлыбеков говорит, что фермеры всё еще готовят корма на зиму. Около 300 семей в Алимтау, живущие за счет разведения скота, имеют около 74 тысяч голов мелкого рогатого скота, четыре тысячи голов крупного рогатого скота и три тысячи лошадей.

Скот на голой земле в Сарыагашском районе. 14 октября 2021 года
Скот на голой земле в Сарыагашском районе. 14 октября 2021 года

 

Жители Кызылординской, Мангистауской и Туркестанской областей Казахстана в этом году понесли большие потери из-за аномальной засухи. В Кызылординской области была объявлена чрезвычайная ситуация. В Мангистауской области засуху назвали джутом. Пострадавшие от засухи фермеры обратились к властям с просьбой помочь с сеном и другими кормами. Они предупредили, что, если правительство не поторопится с оказанием помощи, массовый падёж скота неизбежен.

10 июля президент Касым-Жомарт Токаев освободил от занимаемой должности министра сельского хозяйства Сапархана Омарова за ненадлежащую подготовку к засухе.

В середине июля сообщалось, что на борьбу с засухой Мангистауской области из государственного резерва будет выделено 1,9 миллиарда тенге и 1,7 миллиарда тенге Кызылординской области. В акимате Туркестанской области сообщили, что в регионе не объявляли чрезвычайной ситуации и средств на борьбу с засухой не выделяли.