Со значительным снижением объемов поставок товаров, комплектующих частей и оборудования из Китая казахстанские предприниматели столкнулись еще в 2020 году, когда граница была резко закрыта из-за пандемии.
Но даже в прошлом году, в самый строгий карантин, такого сокращения переходов железнодорожных составов, предназначенных для казахстанских предприятий, как в текущем году, еще не было.
– Резкое падение грузов для Казахстана началось именно в этом году, примерно с начала лета. В то же время товары из Китая, которые предназначены для европейских стран, беспрепятственно следуют до своих точек назначения. На границе с китайской стороны уже образовалась огромная пробка из пяти тысяч вагонов для Казахстана. Власти КНР даже требуют, чтобы они уже выстраивались подальше от границы, чтобы освободить пути для своих составов. Нашим же бизнесменам в текущей ситуации приходится подсчитывать многомиллионные убытки, – рассказал Forbes.kz глава Союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимур Жаркенов.
По его словам, возникает парадоксальная ситуация, когда китайские составы, следующие в Европу, беспрепятственно пересекают казахстано-китайскую границу, а наши грузы стоят практически без движения.
– В этом году резко подорожали морские перевозки, многие порты также забиты. Китай, являющийся фактически мировой кузницей товаров и комплектующих частей для всей планеты, в этой ситуации попросту увеличил свои транзитные перевозки по земле. В первую очередь по железным дорогам. По нашим сведениям, в этом году транзит через Казахстан в Европу увеличился на 50%. Примерно такая же ситуация наблюдается и на Дальнем Востоке России, которая также значительно увеличила транзит китайских грузов. Мы, конечно, с пониманием относимся к тому, чтобы транзитные грузы через Казахстан передвигались и дальше, а наша страна зарабатывала на этом, но давайте решать и собственные проблемы. Почему нельзя организовать поставку и наших товаров? – задается вопросом собеседник.
Очень многие производители сегодня едва не остановили свое производство, поскольку нет комплектующих и сырья для изготовления товаров – начиная от пластиковых бутылок и этикеток, заканчивая пошивом одежды и производством лекарственных препаратов. Помимо этого, страдают и импортеры вроде крупных торговых сетей по продаже электроники и бытовой техники. Например, товары из Южной Кореи пересекают весь Китай, но в итоге застревают на казахстано-китайской границе.
– У нас очень мало отраслей, на которые эта ситуация никак не повлияла. Только к нам с этой проблемой обратились десятки предпринимателей. Еще сотни и тысячи бизнесменов бьются над тем, чтобы как-то доставить свои грузы в Казахстан. Доходит до того, что некоторые из них как-то договариваются с составителями поездов и цепляют свои вагоны к составам, следующим в Европу. Они пересекают Казахстан, доезжают до точек назначения – Беларуси, Польши, Прибалтики – и уже оттуда едут обратно в РК, – отметил Тимур Жаркенов.
Китайские власти приводят два объяснения происходящего. Во-первых, задержка грузов якобы происходит из-за карантинных ограничений – предпринимаемые санитарные меры приводят к увеличению времени по обслуживанию и формированию составов. Во-вторых, это может происходить из-за того, что на казахстанской стороне образована пробка из составов, которые также не могут попасть в Китай.
– Ни то, ни другое никак не объясняет, почему количество транзитных железнодорожных составов в этом году никак не снизилось. Поэтому, скорее всего, истинная причина может заключаться в чем-то другом, но ее никто не озвучивает. Пока же нам приходится только гадать. Поэтому мы обращаемся к правительству страны, чтобы они решили наш вопрос. Например, применили зеркальные меры в отношении китайских транзитных составов. Какое количество казахстанских вагонов через границу будет пропущено, в таком же объеме следует пропускать и транзитные. Если мы и дальше будем молчать, ситуация никак не разрешится, – подчеркнул представитель бизнес-сообщества.
Он рассказал, что все предыдущие просьбы к официальным казахстанским лицам пока так и не привели к существенным сдвигам.
– Мы уже обращались и в профильные ведомства, и к национальному перевозчику, и в НПП «Атамекен». Возникает такое ощущение, что там то ли стесняются обратиться к китайским властям, то ли даже боятся их потревожить этой проблемой. Только после того, как мы обратились в первому вице-премьеру правительства РК Алихану Смаилову, последовала какая-то реакция. К нам сразу же перезвонили из КТЖ и сказали, что занимаются решением этого вопроса, – добавил спикер.
В заключение глава Союза промышленников и предпринимателей призвал власти Казахстана активнее отстаивать интересы казахстанского бизнеса, тем более что они вполне справедливы и не создадут проблем для китайской экономики.
– Нужно пользоваться ситуацией – морские перевозки сильно подорожали, российские железные дороги загружены. Дорога через Казахстан также весьма удобна. У Китая не будет иного выхода, кроме как пойти нам на уступки. Это же законы бизнеса, нужно отстаивать свои интересы, при этом не ущемляя чужих прав. Иногда нужно действовать и с позиции силы, чтобы подтолкнуть к решению. Тем более что вся это проблема создана не нами, – подчеркнул Тимур Жаркенов.