Клин — клином: радикальный способ избавиться от страхов

Автор -
469

Что такое парадоксальная интенция и как ее применять. Объясняет Виктор Франкл, пишет reminder.

Не все гениальное просто. Но парадоксальная интенция действительно гениальна в своей простоте. Одну из самых эффективных техник в арсенале логотерапии может легко освоить и с успехом применять любой человек. Как это сделать, лучше всего расскажет сам автор — Виктор Франкл. Reminder публикует отрывок из его книги «Страдания от бессмысленности жизни», посвященный парадоксальной интенции.

Страх часто порождает болезнь. Как это происходит? Однажды у вас возникает какой-то безобидный симптом, например, боязнь высоты. Симптом вскоре исчезает, но с тех пор вы начинаете со страхом ожидать повторного появления этого симптома. Из-за страха симптом усиливается, а это вселяет в вас еще больший страх. Так вы попадаете в порочный круг. В таких случаях может быть эффективен метод парадоксальной интенции. Его цель — изменить не симптом, а ваше отношение к симптому. Парадоксальная она потому, что ваша задача — хотя бы на долю секунды захотеть, чтобы с вами произошло именно то, чего вы так боитесь. Благодаря этому можно нейтрализовать страх, вызванный предчувствием опасности. Нередко этого бывает достаточно, чтобы избавиться от симптома.

Эффективность парадоксальной интенции была проверена в ходе эксперимента в психиатрической клинике при Университете Макгилла. Авторы исследования, специалисты по когнитивно-поведенческой терапии, отобрали испытуемых с двумя одинаково выраженными симптомами невроза навязчивого состояния. А затем с помощью метода парадоксальной интенции оказывали целенаправленное воздействие на один из двух симптомов, на так называемый «симптом-мишень», не воздействуя при этом на другой «контрольный» симптом. В течение нескольких недель у всех участников эксперимента исчезли лишь те симптомы, на которые оказывалось целенаправленное воздействие. Причем ни в одном случае взамен исчезнувших симптомов не развились новые. Чтобы показать, как именно выполняется этот прием на практике, приведу в пример несколько случаев.

Вот что пишет мне Спенсер М., мой читатель из калифорнийского города Сан-Диего: «Через два дня после того, как я прочел вашу книгу «Человек в поисках смысла», мне выдался случай проверить логотерапию на практике. У нас в университете проходил цикл семинаров, посвященных Мартину Буберу, и я принимал в них участие. На первом семинаре я постоянно со всеми спорил и меня прошиб пот. Я сразу подумал, что другие, чего доброго, заметят, что я весь взмок, и от страха стал потеть еще сильнее. Тут я вспомнил, что в вашей книге говорится об одном враче, которому вы помогли избавиться от приступов потливости. У меня как раз был такой приступ. И хотя сам я довольно скептически отношусь к психотерапии, в тот момент мне показалось, что сейчас самое время опробовать метод парадоксальной интенции. Помнится, вы порекомендовали тому врачу в следующий раз хорошенько напрячься и показать всем, как здорово он умеет потеть. Ваш совет звучал так: «Скажите себе: раньше я выдавал всего лишь один литр пота, а теперь выдам целых десять». И когда мне снова предоставили слово, я подумал: «Ну-ка, Спенсер, покажи им, как надо потеть! Вот так, хорошо, давай-ка еще поднатужься!». И в следующий миг я почувствовал, что перестал потеть. Я чуть не рассмеялся. Я и представить себе не мог, что метод парадоксальной интенции сработает так быстро».

Психотерапевт Мухаммед Садик описывает такой случай из своей практики: «У нас в клинике проходила курс лечения 48-летняя женщина, которая страдала тремором. У нее так сильно тряслись руки, что она расплескивала кофе или воду каждый раз, когда брала в руки чашку. Писать она была не в состоянии, читать ей тоже было сложно, потому что она не могла ровно держать книгу перед глазами. Как-то раз за завтраком мы сидели за одним столом, и я заметил, что у нее начался приступ тремора. Я тут же решил прибегнуть к методу парадоксальной интенции. Сделал я это с юмором. Я сказал ей: «Давайте устроим небольшое соревнование по тремору?». Она опешила: «Что значит соревнование по тремору?». Я пояснил: «Ну, давайте проверим, у кого из нас руки будут дрожать сильнее и дольше». Она сказала: «Так вы тоже страдаете тремором? А я и не знала!». Я возразил: «Нет, тремором я не страдаю, но при желании могу потрясти руками. Вот, пожалуйста». Я начал трясти руками, и она воскликнула: «Ого! Да у вас руки дрожат сильнее, чем у меня». Она попыталась за мной угнаться, а я ее подзуживал: «Быстрее, быстрее, поднажмите». Наконец, она выбилась из сил и сказала: «Ну, все хватит, я больше не могу». Она встала из-за стола, пошла к буфету и вернулась, держа в руках чашку кофе. У меня на глазах она спокойно выпила кофе, не расплескав ни капли. С тех пор всякий раз, когда у нее начинался приступ тремора, я предлагал ей: «Может быть, устроим соревнования по тремору?». В ответ она говорила: «Давайте устроим». И приступ всегда проходил».

Джордж Пинаммутил, врач из США, описывает такой случай: «Ко мне обратился молодой человек с жалобами на тик. Когда он пытался с кем-нибудь заговорить, он начинал непроизвольно моргать. В таких случаях его обычно спрашивали, что с ним случилось, а от этого он совсем терялся. Я направил его к психоаналитику. После нескольких психоаналитических сеансов он опять пришел ко мне на прием и заявил, что не рассчитывает на помощь психоаналитика, поскольку тот даже не смог определить причину расстройства. Я дал пациенту такой совет: «В следующий раз, когда вы с кем-нибудь заговорите, постарайтесь моргать как можно сильнее. Покажите вашему собеседнику, как хорошо вы моргаете». Он возмутился: «Вы что, с ума сошли? Мне же от этого станет только хуже!». Вскоре он снова появился у меня, на этот раз в приподнятом настроении, и рассказал мне о том, что приключилось с ним на днях. Поначалу он не собирался следовать моей рекомендации. Но как-то ночью вспомнил о моем совете и подумал: «Я уже все перепробовал, и мне ничего не помогло. Почему бы мне не последовать совету того врача. Хуже все равно не будет». На следующий день он вступил с кем-то в разговор и попытался как можно сильнее моргать. Каково же было его удивление, когда он заметил, что вообще не моргает. С тех пор он избавился от своего тика».

Вот что пишет мне сотрудник одного университета: «Чтобы меня приняли на одну должность, мне нужно было пройти собеседование. Я очень хотел получить это место, потому что тогда я смог бы перевезти жену и детей к себе в Калифорнию. Я изо всех сил старался произвести хорошее впечатление на приемную комиссию и от этого разволновался. А когда я волнуюсь, у меня начинают дергаться ноги, причем довольно заметно. Так случилось и на этот раз. Но я сразу сказал себе: «Сейчас я так напрягу эти чертовы мышцы, что у меня ноги пойдут ходуном и сами пустятся в пляс. Пусть все решат, что я рехнулся. Сегодня эти проклятые мышцы разойдутся вовсю. Это будут рекордные судороги». И что бы вы думали?! За все время собеседования ноги у меня ни разу не дернулись. Я получил эту должность и уже готовлюсь к приезду своей семьи».

Самые обычные люди на удивление часто и успешно используют метод парадоксальной интенции в жизни. Приведу в пример случай одной женщины, которая четырнадцать лет страдала агорафобией. Она прошла трехгодичный курс традиционного психоанализа, который ей не помог. Потом еще два года проходила гипнотерапию, благодаря которой ее состояние немного улучшилось. Но вылечиться ей так и не удалось. Однажды ее пришлось даже госпитализировать на полтора месяца. Как-то раз на улице, когда ее охватила паника, она вспомнила о рекомендациях, которые вычитала в моей книге «Человек в поисках смысла», и сказала себе: «Сейчас я покажу всем, как я могу упасть в обморок от страха». В тот же миг страх пошел на убыль. Она спокойно дошла до супермаркета и выбрала там все, что ей нужно было купить. Когда она подошла к кассе, ее вдруг бросило в дрожь, и она покрылась испариной. Она остановилась и подумала: «Сейчас я покажу этому кассиру, как я умею потеть». Она вышла из магазина, пошла домой и только тут заметила, что не испытывает никакого страха. С тех пор она стала при необходимости пользоваться методом парадоксальной интенции. Спустя всего несколько недель она уже так легко справлялась со страхом, что ей и самой не верилось, что когда-то она страдала агорафобией.

Еще об одном интересном случае рассказал мне доктор Герц, главврач больницы в Коннектикуте. К нему поступил на лечение 56-летний женатый мужчина, адвокат. Вот уже семнадцать лет пациента преследовали навязчивые идеи. Все началось с того, что однажды у него возникла страшная мысль: а что если в своей налоговой декларации он по ошибке занизил сумму подоходного налога на триста долларов и невольно обманул налоговую инспекцию? Хотя он прекрасно знал, что заполнил налоговую декларацию правильно, ему никак не удавалось отделаться от этой навязчивой идеи. Он во всех красках представлял себе, как его обвинят в мошенничестве, арестуют, опозорят в газетах и лишат права заниматься адвокатской практикой. Его пытались лечить традиционными психотерапевтическими методами, но все тщетно. Состояние его со временем настолько ухудшилось, что ему пришлось самому закрыть свою адвокатскую контору.

Бессонными ночами его одолевали навязчивые идеи, которые множились день ото дня. «Стоило мне отделаться от одной навязчивой идеи, как у меня тут же возникала другая», — рассказывал он доктору Герцу. Больше всего его изводила мысль о том, что он может не заметить, как истечет срок действия его многочисленных страховых полисов. Дошло до того, что он отправился в Лондон и заключил с компанией «Ллойд» индивидуальный договор страхования от непреднамеренных ошибок. Из-за обострения невроза навязчивого состояния пациента поместили в психиатрическую клинику. Там доктор Герц и приступил к лечению пациента с помощью метода парадоксальной интенции. На протяжении четырех месяцев доктор трижды в неделю проводил с ним сеансы.

На каждом сеансе доктор Герц советовал пациенту настраивать себя таким образом: «Плевать я хотел на все. Пусть меня арестуют. Чем раньше, тем лучше! Ну, допущу я ненароком ошибку. Чего мне бояться? Хоть получу назад кругленькую сумму, которую я выложил страховым агентам в Лондоне». Вскоре пациент уже буквально жаждал наделать побольше ошибок и вознамерился как можно сильнее запутать свои дела, чтобы доказать своей секретарше, что он «величайший растяпа на свете».

Доктор Герц, разумеется, старался подыграть пациенту. Когда тот приходил к нему на прием, Герц с наигранным удивлением восклицал: «Ба! Кого я вижу! Так вы еще на свободе? А я был уверен, что вас уже посадили». В ответ пациент обычно хохотал и по примеру врача начинал подшучивать над своим неврозом. Через год после завершения лечения пациент сказал доктору Герцу: «Этот метод, который вы называете парадоксальной интенцией, сработал. Хотя время от времени у меня возникают кое-какие прежние опасения, теперь я знаю, как себя контролировать!».

Поделитесь новостью