Казахстан объявил «войну» Кыргызстану за китайский товар? Нур-Султан не согласен -«Ритм Евразии»

Автор -
1208

Ассоциация грузоперевозчиков и предприниматели Кыргызстана жалуются на то, что казахстанские таможенники специально задерживают их грузы. Глава ассоциации Темирбек Шабданалиев и вовсе считает, что Казахстан вмешивается в экономические дела Кыргызстана и «убивает» её торговлю, пишет «Ритм Евразии» и пытается разобраться в непростой ситуации. Ниже текст:

Пандемия как шанс для Хоргоса?

Киргизские предприниматели терпят убытки, а все из-за того, что не могут провезти свои товары через казахстанскую границу. Председатель объединенного профсоюза ТРК «Дордой» Дамира Долоталиева сообщила, что из-за закрытия контрольно-пропускных пунктов «Торугарт» и «Иркештам» бизнесмены вынуждены ввозить китайские товары через Казахстан. По словам главы Ассоциации грузоперевозчиков КР Т. Шабданалиева, соседи специально строят всяческие препоны, чтобы китайские предприниматели ушли в Казахстан и ввозили продукцию через Хоргос.

«Казахстан вмешивается в экономические дела Кыргызстана и убивает нашу торговлю. А министерство экономики и коммерции, а также министерство транспорта бездействуют, – сказал он в интервью изданию Tazabek. – Они (Казахстан. – И.Б.) скоро положат конец всей нашей торговой деятельности. По их мнению, мы занимаемся контрабандой, и они задерживают в Кордае наши автомобили. Через наш «Актилек» мы проходим нормально, но есть еще один филиал на казахской стороне, в самом селе Кордай. К сельской продукции они не придираются, но промышленные изделия, которые мы производим в Кыргызстане, они задерживают под разными предлогами. На импортные материалы китайские тоже ведутся проверки. Мы теряем своих давних китайских партнеров, с которыми работали 30 лет».

Кыргызско-китайская граница уже полтора года работает только на 10% от своей пропускной способности. Проблемы в торговой сфере КР начались после введения ограничений из-за пандемии Covid-19. 24 января 2020 года граница была закрыта на неделю по просьбе китайской стороны в связи с Праздником весны, но власти республики в целях противодействия коронавирусу с 1 февраля полностью закрыли границу и прекратили авиасообщение с КНР. Спустя месяц в стране начала ощущаться нехватка товаров, и уже в конце марта власти обратились к КНР с просьбой возобновить грузоперевозки. Граница была открыта 15 апреля 2020 года, через КПП «Иркештам» стали пропускать ограниченное количество машин.

Однако допандемийный уровень до сих пор так и не достигнут. С начала пандемии импорт из Китая в Киргизию сократился на 57,5%, количество автомобилей с грузами из Китая снизилось в десять раз. «Раньше через КПП пропускали по 150 автомашин в сутки, что влияло на создание рабочих мест и развитие экономики, и главное – развитие швейной промышленности страны, – отмечает Т. Шабданалиев. – Швейники остались без материалов. Основа экономики Киргизстана – прежде всего торговля и швейное производство. Их всех передвигает транспорт. Все эти три направления уходят в глубокий кризис, надо принимать срочные меры. Кроме того, сейчас на Торугарте страшная безработица. Там работали грузчики, перевозчики, кафе, станции техобслуживания, справочные и гостиницы. Все они остались без доходов».

Глава Ассоциации грузоперевозчиков Киргизии Темирбек Шабданалиев

Он уверяет, что предприниматели не раз обращались в Минтранс и министерство экономики и коммерции, но проблема так и осталась нерешенной. «В Минтрансе бездействуют, в Минэкономе что-то делают, но на уровне замминистра. Однако в Казахстане не особо признают действия наших замминистров. Надо все решать на уровне правительства, вести серьезные переговоры. Казахи, возможно, в чем-то правы. Они говорят, что мы везем контрабанду, но мы призываем их договориться. Давайте на кыргызской стороне проверим машины. Это и наша вина отчасти. Для начала надо ввести какие-то стандарты», – добавил руководитель ассоциации.

«Вина на нас самих»

В сложившейся ситуации на киргизско-китайской границе нынешнее руководство Киргизии перекладывает вину на своих предшественников. «Предыдущая власть вела неправильную политику. Кроме нас, в мире никто не останавливал сотрудничество. Границу закрыли мы. Второе – бывшие руководитель Таможенной службы, министр здравоохранения и министр сельского хозяйства потребовали, чтобы грузы сначала проходили дезинфекцию в Китае и потом, второй раз, здесь. Со стороны Китая подсчитали возможности: сколько за день можно продезинфицировать грузовых машин», – сообщил в середине октября председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров.

Власти КР рассчитывают возобновить полноценные торговые отношения с Поднебесной в ближайшее время. Во время своего визита 18 октября на контрольно-пропускной пункт «Торугарт», что расположен в Нарынской области, председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров пообещал, что количество грузовиков будет увеличено вдвое. Правда, когда именно, не уточнил.

В Министерстве экономики и коммерции КР проинформировали, что пропускную способность на КПП «Торугарт» и «Иркештам» увеличат до 60 авто в сутки, для этого строятся дополнительные спецплощадки. Строительство идет за счет частного инвестора. «Ситуация подобная на КПП «Торугарт» и «Иркештам» складывается и на границе с Казахстаном. Китайская сторона ставит одинаковые ограничения по всему периметру своей границы. Контейнерные перевозки Казахстана также столкнулись с трудностями. У них сильно упали грузопотоки. Это все связано с административными процедурами из-за Covid-19. В Хоргосе такая же ситуация», – уточнил заместитель министра экономики и коммерции Эльдар Алишеров, добавив, что, если соседи будут необоснованно задерживать товары, идущие в Киргизию или из нее, Минэкономкоммерции этого не допустит.

По словам чиновника, проблем с провозом грузов на киргизско-казахской границе не наблюдается, вся загвоздка в декларировании товаров: «Если казахская таможня будет незаконно что-то задерживать, мы можем вмешаться. Предприниматели умалчивают факт неправильного декларирования товара с их стороны. Указывают один товар, когда фактически он другой. На таких нерадивых предпринимателей надо заводить уголовные дела. Таможенная служба уже на протяжении нескольких месяцев ведет работу с ними. Они не должны нарушать законодательство».

Казахстанская сторона с обвинениями киргизских предпринимателей в корне не согласна. По данным Министерства торговли РК, таможня республики не создает искусственные препятствия для киргизских товаров, а действует, чтобы, как и положено, не допустить нарушения налогового законодательства. «Мы выявляем грубейшие нарушения со стороны киргизских перевозчиков и предпринимателей. Очень часто указаны фиктивные получатели груза, перемещаемые товары не соответствовали тому, что было указано в сопроводительных документах, и т. д. Кроме того, Кыргызстан уходит от легального перемещения товаров народного потребления, ввозимых из Китая на территорию стран ЕАЭС», – уточнили в пресс-службе ведомства.

Стоит отметить, что проблемы на границе с Китаем существуют и у казахстанских предпринимателей. Со значительным снижением объемов поставок товаров, комплектующих частей и оборудования из Китая они столкнулись в 2020 году. А летом этого года эта негативная тенденция набрала значительные обороты. Представители бизнеса жалуются, что товары из КНР, которые предназначены для европейских потребителей, беспрепятственно проходят таможню и следуют до своих пунктов назначения. А вот подвижной состав для Казахстана задерживается на границе, и надолго.

Глава Союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимур Жаркенов рассказал, что на границе с китайской стороны уже образовалась огромная пробка из пяти тысяч вагонов для Казахстана. «Возникает парадоксальная ситуация, когда китайские составы, следующие в Европу, беспрепятственно пересекают казахстано-китайскую границу, а наши грузы стоят практически без движения. По нашим сведениям, в этом году транзит через Казахстан в Европу увеличился на 50%. Очень многие наши производители сегодня едва не остановили свое производство, поскольку нет комплектующих и сырья для изготовления товаров – начиная от пластиковых бутылок и этикеток, заканчивая пошивом одежды и производством лекарственных препаратов», – посетовал он.

Точную причину происходящего никто не берется озвучивать. Представителям бизнес-сообщества ничего не осталось, как обратиться к высшему руководству Казахстана с просьбой решить этот вопрос, так как обращения к чиновникам к существенным сдвигам не привели.