Как в Восточном Казахстане предотвратили «Пугачевский бунт» и не дали создать «Русский Алтай»

Автор -
521

    В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ  Карима Масимова подготовлены к изданию книги «Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах» и «Государственная граница». Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников. Tengrinews.kz публикует отрывки из книг.

    Эта история о «Пугачевском бунте» — как авантюрист Виктор Казимирчук пытался захватить власть в Восточно-Казахстанской области.

    «Капкан для зверя»

    В конце уходящего века в Усть-Каменогорске было неспокойно. Из-за огромных задолженностей по зарплатам, пенсиям и социальным пособиям на площади вышли тысячи возмущенных людей. Нашлись и те, кто попытался на этом заработать свои политические дивиденды, едва не ввергнув регион в пучину гражданского противостояния. Эти события остались в истории современного Казахстана как «Пугачевский бунт».

    Гастроли Пугачева

    Сам Пугачев не был выходцем из Восточно-Казахстанской области и даже не жил в Казахстане. Он был типичным авантюристом и «солдатом удачи», которых во множестве породили смутные 1990-е годы.

    Казимирчук Виктор Владимирович, 1947 года рождения. Псевдонимы – Пугачев и Емельян. Поляк, уроженец Москвы, гражданин РФ. В 1965 году осужден на 3 года лишения свободы. В 1970 году – на 10. В 1987 году занимался валютными спекуляциями в особо крупных размерах. В близком окружении «под большим секретом» рассказывал, что принимал участие в боевых действиях на территории Югославии в 1993-1994 годах, а до того служил в ГРУ в звании подполковника, являлся резидентом в нескольких западноевропейских государствах.

     

    В конце 1990-х в Москве он возглавлял созданную им, но не зарегистрированную в органах юстиции общественно-патриотическую организацию «Русь». Примерно в 1997 году судьба свела его с Чернышовым, бывшим главным редактором областной газеты «Алтайский строитель». Летом 1998 года Пугачев, он же Казимирчук, впервые появляется в Восточном Казахстане. С собой он везет два рекомендательных письма от Чернышова известному в политической жизни области и города радикально настроенному депутату облмаслихата Иванову и некоему Дашкову, связанному с радикальным крылом казачества.

    Летом 1999 года Пугачев и Чернышов уже вместе выезжают в Восточный Казахстан. Как позже установят сотрудники Департамента КНБ по ВКО при координации центрального аппарата ведомства, уже тогда у лидера ОПО «Русь» зрел план об отторжении области от Казахстана. Однако он еще не знал, как его реализовать.

    В период пребывания Казимирчука и Чернышова в Усть-Каменогорске было подготовлено обращение общественности Восточно-Казахстанской области в ОПО «Русь» и Государственную Думу РФ, где в основном писалось о негативных сторонах социально-экономической и политической ситуации, сложившейся в ВКО. Ну и были в этом обращении просьбы о помощи… А вот уже когда Казимирчук приехал в Москву, он, по его словам, окончательно пришел к выводу о необходимости вооруженного захвата власти в Восточно-Казахстанской области, для чего и сформировал группу.

    Основной ее костяк состоял из граждан России. Был в ней и один гражданин Молдовы. В Усть-Каменогорске к ним присоединились несколько соратников Чернышова. Оружие закупали в Омске: 270 патронов калибра 5,45 миллиметра, 4 магазина от автомата Калашникова и гранату Ф-1 – такие данные сохранились в материалах дела.

    Там же Пугачев сделал четыре фальшивых удостоверения корреспондентов газеты «Омское время». Как выяснится в ходе оперативной разработки, с их помощью владельцы документов – фактически участники ОПГ —  собирали точную информацию о расположении акиматов города и области, управлений и департаментов правоохранительных органов, количестве вооружения и графике работы, местах дислокации воинских частей, проводили опросы населения.

     

    План по захвату

    Положение в области на тот момент действительно было далеко от стабильного. Задолженность по зарплате на крупных и средних предприятиях области достигла огромных размеров. К тому же шел большой отток русскоязычного населения. И, как считал Пугачев, нужна была лишь спичка, чтобы разгорелся пожар из людских судеб и жизней. И эту спичку он готов был поджечь.

    Тем временем группа Пугачева добралась до Усть-Каменогорска. К этому моменту лидер уже четко обозначил перед своей командой конкретную цель: захват власти в Восточном Казахстане вооруженным путем и создание автономного формирования Русский Алтай. К достижению своей цели Пугачев подошел со всей серьезностью. Ввел военные элементы в управление группировкой – отдачу приказов, рапорты, распределил роли внутри, себя назначил командиром и определил своего заместителя и начальника штаба.

    После задержания сотрудники КНБ проведут обыск в штабе ОПГ и поразятся уровню идеологической и теоретической подготовки переворота. Среди изъятых вещей – книги по истории и практике анархизма, работы исследователей оппозиционных политических сил: «Декларационные положения ОПО «Русь», «Русский национализм и национальный вопрос в России», «Декларация Национального блока» и другие.

    Основная деятельность штаба Пугачева была направлена на сбор информации о стратегических объектах города, деятельности спецслужб, руководителях области и города. Для этого члены группировки вели наблюдение за войсковой частью, усиленно искали встречи с офицерами ВС и МВД, разведывали информацию об их настроениях, возможности захвата или покупки оружия. Отметим, что, к чести офицеров, ни один из тех, к кому обращались Казимирчук и его сподвижники, заинтересованности не проявил.

    Однако Пугачев не отчаивался и искал все новых и новых союзников, и не только в Усть-Каменогорске. Представители группы посещали Семипалатинск и Аягуз, где под видом журналистов «Омского времени» и общественной организации «Союз офицеров» выясняли отношение людей к предполагаемому перевороту. В Лениногорске они предложили атаману Риддерской станицы поднять своих казаков на штурм здания Департамента КНБ по ВКО.

    Казимирчук действительно делал большую ставку на поддержку местного казачества. Известно, что в середине октября 1999 года через Иванова он вышел на члена Верх-Иртышской русской казачьей общины Бессмертных, но, судя по всему, доверия не вызвал. В этот же вечер Бессмертных связался с походным атаманом Чулковым и рассказал о странном визите некоего Пугачева. Чулкова о приезде провокатора на тот момент уже предупредил атаман Сибирского казачьего войска Кононенко. Тот пояснил, что цель группы – скомпрометировать казачество и захватить власть в ВКО.

    Позже руководство Верх-Иртышской русской казачьей общины опубликует официальное заявление: «Мы заявляем, что Пугачев и его сподвижники не имеют ничего общего с казаками. Мы осуждаем любые террористические проявления. Никакие провокации и провокаторы вроде Пугачева не смогут нарушить мир и межнациональное согласие в нашем обществе… Руководство ВИРКО само предпринимало шаги по розыску террористов. Однако независимо от нас они были задержаны КНБ РК. За это мы выражаем свою благодарность сотрудникам данного ведомства…».

    Мечты о «Русском Алтае»

    После отказа, полученного от казачества, Пугачев пытался найти союзников среди бизнесменов, депутатов и общественников. В обмен на поддержку предлагал должности в будущей автономии. На этот счет у него были уже весьма четкие представления.

    Автономное образование Русский Алтай, по планам Казимирчука-Пугачева, должно было быть «собрано» из двух территорий – Восточно-Казахстанской области и Горно-Алтайской автономной республики РФ. Во главе автономии планировался Государственный Совет. Были распределены и основные портфели: Иванов – председатель, Казимирчук – безопасность, Атяшев – экономика.

    У будущих руководителей автономии имелся и список лиц, которых предполагалось арестовать либо ликвидировать в первую очередь. Жертвами террористов должны были стать 28 человек: высшее руководство области, главы всех правоохранительных органов Усть-Каменогорска и ВКО, крупные бизнесмены и предприниматели, лидеры организованных преступных группировок.

    По плану Пугачева переворот должен был начаться ночью с захвата зданий правоохранительных структур.

    Пришедшие утром на работу офицеры, по расчетам террористов, должны были начать отбивать здания, завязалась бы перестрелка, к которой группа Казимирчука была готова. Далее на площадь вышло бы население города. Беспорядочная стрельба в толпу или брошенный напалм спровоцировали бы массовые беспорядки. Сообщения информационных агентств по всему миру: в Усть-Каменогорске идут бои… На этом этапе даже введение регулярной армии, по мнению экспертов, вряд ли бы дало какие бы то ни было положительные результаты.

    Однако в штабе Казимирчука-Пугачева не учли главного: практически с момента прибытия в Усть-Каменогорск они находились в плотной разработке КНБ. Поэтому финал у истории с переворотом вышел совершенно другой.

     

    В ночь на 19 ноября 1999 года, за несколько часов до начала планируемых Казимирчуком событий, в 22 часа 53 минуты по местному времени в штаб группы, расположенный по улице Алма-Атинская, 52-24, ворвались сотрудники КНБ.

    Во время задержания группировки оперативники изъяли документы, которые планировалось предать гласности в случае успешного проведения акции. В штабе у Казимирчука уже были готовы «Акт о передаче на территории ВКО всех властных полномочий ставленниками центральной власти Казахстана представителям народа, населяющего ВКО», «Приказ о демобилизации военнослужащих срочной и сверхсрочной службы и увольнении в запас офицерского корпуса, находящегося в моем подчинении на территории ВКО».

    Руководство Русского Алтая планировало заявлять о себе на политическом уровне, об этом говорила изъятая «Декларация» (Обращение к народу), проекты «Указа № 1 Государственного Совета Русского Алтая «О статусе автономной самоуправляемой территории Русский Алтай в составе Республики Казахстан», декларация, начинающаяся со слов «Восемь лет назад руководство Казахской Советской Социалистической Республики, использовав …», проект декларации «Об образовании на территории ВКО государства Русский Алтай с приданием статуса автономии в границах РК», список первоочередных указов гособразования Русский Алтай и другие документы.

    Всех собранных материалов было достаточно, чтобы инкриминировать участникам вооруженной группировки Казимирчука экстремистские действия.

    После оглашения результатов спецоперации на тот момент аким Восточно-Казахстанской области Метте заявит: «КНБ своевременно выявлена и обезврежена группа лиц, планировавшая осуществление ряда экстремистских действий в областном центре. Ее ядро представляют граждане России, представляющие незарегистрированное и не имеющее никакого отношения к госструктурам Российской Федерации общественно-политическое объединение «Русь» … Меня лично и все население региона до глубины души возмутило произошедшее событие. Убежден, что у населения Восточного Казахстана хватит мудрости не поддаваться на провокации политических экстремистов и сохранить мир и спокойствие в нашем общем доме».

    Вот что по этому поводу отметил Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев, выражая благодарность за проведенную спецоперацию: «Склонен рассматривать это как чисто уголовное дело и не вижу здесь политической подоплеки. В настоящее время казахстанские и российские спецслужбы ведут расследование инцидента. Уверен, что они внесут ясность в этот вопрос».

    Тема «Русского Алтая» была закрыта совместными усилиями спецслужб Казахстана и России в самом конце XX века.

    Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.

    Поделиться