В 1945 году Красная Армия захватила документы Вермахта, которые свидетельствуют о плане Гитлера покорить Британию перед нападением на СССР, пишет немецкое издание Die Welt. Сталин пытался понять, почему Германия все же атаковала Советский Союз, а не Англию.
Долго считавшиеся утерянными документы дают представление о планах оккупации Англии вермахтом. Они помогают понять, почему операция «Морской лев» так и не была осуществлена, пишет Die Welt..
Следователи хотели знать всё. Переведенная на немецкий язык рукописная анкета, которую предложили заполнить самому высокопоставленному военнопленному Советского Союза в апреле 1946, состояла из 25 пунктов. Фридрих Паулюс ответил на них, изложив информацию на одиннадцати страницах своим четким, хорошо читаемым подчерком со слегка наклоненными вправо буквами. Семь страниц заняли собственно ответы на вопросы, они датированы 3 мая 1946 годом. Кроме того, 6 июня он снабдил их дополнениями. Это документы, которые до настоящего времени оставались неизвестными.
Судя по всему, тема была крайне важна для обеих сторон: операция «Морской лев». Точнее, речь шла о выяснении причин, побудивших Гитлера отменить запланированную операцию вторжения, которой присвоили это кодовое название. Паулюс был одним из самых информированных участников тех событий. Он писал: «Когда в сентябре 1940 года я прибыл в ставку сухопутных войск в Фонтенбло, у меня создалось впечатление, что главнокомандующий сухопутными войсками и начальник генерального штаба не сомневались в серьезности гитлеровского плана вторжения».
2200 томов документов по операции «Морской лев»
Но начиная с октября 1940 года, даты запланированного вторжения постоянно отодвигали, пока, наконец, не пришло сообщение, что «из-за наступления периода плохой осенней погоды операция в 1940 году невозможна». А весной 1941 года, по утверждению Паулюса, произошла перегруппировка усилий на план «Барбаросса», то есть на нападение на Советский Союз, и операция «Морской лев» была фактически отменена.
Фридрих Паулюс приводит четыре причины постоянного откладывания вторжения: во-первых, риск «утраты престижа» в случае, если вторжение не удастся. Во-вторых, надежда на то, что Великобритания при одной угрозе вторжения в сочетании с атаками подводных лодок и бомбардировщиков будет готова к капитуляции. В-третьих, был — конечно, иллюзорный — расчет на то, что если не наносить «противнику особого ущерба», то позднее можно будет заключить с ним союз. В-четвертых, сыграло роль явное намерение Гитлера напасть на СССР. Каждый пункт Паулюс изложил подробно, что особенно ценно, если учесть, что с конца 1940 и до начала 1942 года он входил в высшее военное руководство рейха.
Записи Паулюса будут впервые опубликованы в ноябре 2021 года. Они относятся к последней партии оцифрованных немецких документов, которые во время Второй мировой войны в качестве трофеев попали в российские архивы. Их оцифровкой с 2014 года занимается Германский институт истории в Москве (DHI) вместе с российским министерством обороны. Речь идет о приблизительно 28 тысячах томов более чем с двумя миллионами отдельных листов.
В Институте этим проектом руководит историк Маттиас Уль (Matthias Uhl), сделавший немало других находок в российских архивах. Например, он нашел сведения о запланированном взрыве советской атомной бомбы на Луне в 1958/59 годах, о решении возвести Берлинскую стену в 1961 году и о смерти первого космонавта Юрия Гагарина в 1967 году. Эти и аналогичные находки времен холодной войны хотя и важны, но не идут ни в какое сравнение с документами германского вермахта, считавшимися утраченными в течение многих десятилетий.
Красная Армия при продвижении на запад — например, в ходе операции «Багратион» в 1944 году — как считают эксперты, самого тяжелого поражения немецкой военной истории, — завладела значительными объемами документов. Но самая большая часть отсканированных и ставших теперь общедоступными документов была изъята из развалин разрушенного в апреле 1945 года Архива сухопутных войск в Потсдаме. С 60-х годов они хранились в Подольске и были закрыты для пользования. С окончанием оцифровки многие значительные пробелы в истории будут, наконец, устранены.
Среди этих документов акты всех командных органов вермахта, всех групп сухопутных войск, большинства армий, многих дивизий (бесценны документы, связанные с приказами для немецких танковых дивизий). Обнаружены также считавшиеся до сих пор утраченными военные дневники и даже материалы подразделений СС, а также 202 документа из министерств третьего рейха.
В подольском архиве имеется 2200 томов документов, относящихся в операции «Морской лев». Они содержат множество деталей, в частности о воинских соединениях, предусмотренных для участия в операции. В первой волне должны были быть задействованы 6-я, 9-я и 16-я армии, насчитывавшие в общей сложности девять дивизий и 100 тысяч солдат. Во второй и третьей волне к ним планировалось добавить еще 200 тысяч солдат. Сохранились планы погрузки войск на корабли, и впервые подробно задокументированы многочисленные испытания амбициозных технических новинок, например, плавающих танков.
Как говорится в написанной по-русски сопроводительной записке, разведотдел Группы советских войск в Германии отослал эти материалы в августе 1945 года в 7-й отдел Главного разведывательного управления (ГРУ) в Москву, который занимался разведкой в отношении Великобритании и США. В ГРУ немецкие планы были проанализированы.
Интерес ГРУ
Вероятно, ГРУ участвовало в подготовке советского вторжения в Великобританию, которое после 1945 года считалось [на Западе] как минимум возможным. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что проекты немецких распоряжений для введения немецкого уголовного права и о «Владении оружием на оккупированной английской территории» были переведены на русский язык. Вероятно, и таким образом пытались выяснить, почему Гитлер все-таки отказался от планов вторжения.
Уже после первого ознакомления Советы подключили к делу попавшего к ним в плен в Сталинграде Фридриха Паулюса. С сентября 1940 до конца 1941 года он был заместителем начальника генерального штаба сухопутных войск, поэтому его опрос носил такой детальный характер. Он мог пояснить, почему немецкая сторона отказалась от вторжения. Кстати, помимо данных об операции «Морской лев» эти записи раскрывают одну из черт характера Паулюса: его чин и ранг были для него крайне важны. Так, в письмах он представлялся как «генерал-фельдмаршал бывшего германского вермахта», а не «бывший генерал-фельдмаршал».