«Это же грабеж!» Кыргызские грузоперевозчики выступают против новых правил торговли с Китаем

Автор -
3898

Водители грузовиков, осуществляющие «челночные» перевозки между Кыргызстаном и Китаем, уже столкнулись с сокращением прибыли из-за строгих правил Пекина вызванных борьбой с коронавирусом. Теперь, по их словам, из-за нового предложения Бишкека ситуация осложнится еще больше. Об этом пишет Рид СТЭНДИШ в своей статье на сайте «Азаттыка»:

Ограничения, которые Китай ввел более полутора лет назад из-за пандемии на границе с Кыргызстаном, привели к сокращению объемов трансграничной торговли, в результате чего грузоперевозчики и предприятия, зависящие от «челночной» торговли, остались без средств к существованию.

Теперь из-за новой системы, предложенной правительством Кыргызстана для стимулирования торговли между двумя странами, водители грузовиков, зарабатывающие на жизнь трансграничными грузоперевозками, беспокоятся о том, что непомерно высокие дополнительные расходы могут усугубить их положение.

«Эта схема будет вредить и [водителям грузовиков], и частным предпринимателям, и государству тоже, — сказал председатель Ассоциации водителей-дальнобойщиков «Сапарман» Максатбек Дуйшеев Кыргызской редакции Азаттыка. — Говорят, что это предложение китайской стороны, но нам не показывают документ. Ситуация непонятна».

Предлагаемая система уже вызвала негативную реакцию: 8 ноября около 400 водителей собрались в Кочкорском районе Нарынской области Кыргызстана, чтобы выразить недовольство новыми мерами и направить открытое обращение президенту страны Садыру Жапарову.

Торговля с Китаем — важнейшая составляющая экономики Кыргызстана, но с начала пандемии в 2020 году объем импорта из Китая в Кыргызстан сократился на 57,5 процента, а количество грузоперевозок уменьшилось в десять раз.

Бишкек отчаянно пытается восстановить прежние торговые показатели, существовавшие до пандемии. Этой цели препятствуют опасения по поводу коронавируса со стороны китайских властей, которые требуют установить строгие и длительные медико-санитарные процедуры для пересечения границы.

Для того чтобы обеспечить более строгое соблюдение правил, введенных Китаем в связи с коронавирусом, и увеличить количество грузоперевозок, власти Кыргызстана планируют создать так называемую санитарную зону у пограничного перехода «Торугарт», которую будет пересекать определенное количество грузовиков с товарами из Китая через нейтральную зону между двумя странами, и перегружать их на кыргызские грузовики.

Согласно предложению, эту услугу будет оказывать построенный вдоль кыргызско-китайской границы индустриально-логистический центр Silk Way, который в значительной степени финансируется китайскими инвесторами.

Новая система может помочь восстановить объем грузоперевозок после спада, вызванного пандемией, однако председатель Ассоциации перевозчиков Набир Токторов опасается, что расходы лягут на плечи грузоперевозчиков, что может привести к инфляции и снижению общего объема грузоперевозок.

Согласно предложенным правилам, за эту услугу с водителей может взиматься плата в размере от 1000 до 1500 долларов США за грузовик, что может сократить и без того скромную прибыль. Еще больше беспокойства и путаницы вызывает то, что подробные детали соглашения не были представлены ассоциациям водителей-дальнобойщиков Кыргызстана.

«Они говорят, что эти деньги пойдут в бюджет. Но я не понимаю этого. Если эти деньги не будут направлены на выплату налогов или ремонт дорог, то на основании какого закона они будут собирать в пользу бюджета 1000 долларов? — прокомментировал Токторов Кыргызской редакции Азаттыка. — Это же грабеж!»

Представители Государственной таможенной службы Кыргызстана не дали комментарий Азаттыку по данному вопросу.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Китай — одна из немногих стран в мире, продолжающих придерживаться строгой политики «нулевой терпимости» к коронавирусу, в рамках которой из-за одного случая коронавируса на карантин могут закрыть целый город.

Такие жесткие меры подразумевают строгий пограничный контроль и ограничения на пересечение границы Китая для определенных лиц и товаров. За время пандемии резко сократилась трансграничная торговля не только с Кыргызстаном, но и с Казахстаном и Таджикистаном.

Экономика Кыргызстана в большей степени зависит от импорта из Китая, чем от экономики соседних стран, особенно в том, что касается электронных устройств, текстиля и строительных материалов.

Кыргызстан крайне остро ощутил на себе последствия правил пересечения границ, введенных Китаем в связи с пандемией. К концу марта 2020 года в стране стало не хватать товаров из Китая, и Бишкек направил китайским властям ноту с просьбой ослабить ограничения на трансграничные грузоперевозки.

«Объемы нашего импорта в 2,5 раза превышают объемы экспорта, и большая часть товаров импортируется из Китая, — сказал исполнительный директор Международного делового совета в Бишкеке Аскар Сыдыков Кыргызской редакции Азаттыка. — Для экономики страны очень важно обеспечить бесперебойную работу на кыргызско-китайской границе. Даже сырье для легкой промышленности поступает к нам из Китая».

Введение санитарных мер на границе в связи с пандемией привело к длительным задержкам перевозок и снижению прибыли грузоперевозчиков и компаний.

Сложные процедуры на границе теперь включают трудоемкий процесс дезинфекции грузового транспорта и товаров, прибывающих из Кыргызстана, а также проверку самих водителей, что привело к увеличению времени ожидания и ограничило число грузовиков, которые могут пересечь границу за день.

Только после завершения этого процесса, который, по словам водителей, может занять более 90 минут, грузовикам разрешается пересечь границу. При выезде из Кыргызстана контейнер, перевозимый грузовиком, отцепляется и вместо него устанавливается контейнер с китайскими товарами, после чего водители возвращаются в Кыргызстан.

Меры, против которых водители выступали 8 ноября, призваны ускорить этот процесс и устранить задержки на границе, возникшие в результате пандемии, однако водители, беседовавшие с Кыргызской редакцией Азаттыка, сказали, что новая система может создать коррупционные риски.

Кроме того, некоторые из них выразили обеспокоенность по поводу выбора Silk Way в качестве поставщика услуг, учитывая, что Адилет Кубанычбеков, который был назначен главой Государственной таможенной службы в октябре, ранее был директором индустриально-логистического центра.

БИШКЕК И ПЕКИН

Кыргызстан пытается восстановить свою ослабевшую экономику, поскольку ВВП страны сократился на 8,6 процента в 2020 году и на протяжении всего периода пандемии его темпы роста оставались низкими.

Ввиду экономической значимости Китая улучшение отношений с Пекином и активизация экономического взаимодействия с «большим соседом» являются приоритетом нынешнего правительства Кыргызстана.

Председатель Кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров (не имеет отношения к президенту страны. — Ред.) начал изучать этот вопрос после вступления в должность 12 октября, изложив его на заседании парламента и посетив контрольно-пропускной пункт «Торугарт» на кыргызско-китайской границе, где он заявил, что количество грузовиков, пропускаемых через границу, будет увеличено и будут найдены новые способы пополнения государственного бюджета.

Председатель Кабмина в ходе встречи с послом Китая в Кыргызстане Ду Дэвэнь, прошедшей 9 ноября, вновь обсудил вопросы улучшения торговли с Китаем и привлечения большего объема инвестиций из страны.

«Нам необходимо увеличить уровень товарооборота. Кабинет министров готов гарантировать безопасность инвесторам», — сказал он во время встречи с послом Дэвэнь, согласно официальным источникам.

Пока что водители всё еще недовольны стоимостью услуг и неоднозначными усилиями правительства по увеличению грузопотока, а также нехваткой полностью функционирующих пунктов пересечения границы.

По словам председателя Ассоциации грузоперевозчиков Кыргызстана Темирбека Шабданалиева, эта ситуация привела к тому, что многие водители и другие лица, занятые в транспортном секторе, остались без работы или заняты неполный рабочий день.

«Без работы остались многие водители, и не только они. Их помощники, грузчики и логисты тоже, — сказал Шабданалиев Азаттыку. — Наши водители звонят и спрашивают, что делать, выходить на протест или нет. Они говорят, что им нечем кормить свои семьи».

Поделиться