Экс-глава Аппарата президента КР Фарид Ниязов заявил, что по энергетике президент Садыр Жапаров оказался заложником собственного популизм. Об этом говорится в обращении Ниязова:
В распространенном мной 10 ноября заявлении содержалось наблюдение о том, что решение насущных проблем населения оказалось на втором плане и явно не в приоритете у Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева. Мое мнение, естественно, будет вызывать раздражение властей. Поэтому, чтобы не вступать в полемику, просто приведу пример из нынешней реальности: как и на каком уровне профессионализма, решается одна из самых острых для Кыргызстана проблема?
За целый год ничем не ограниченной власти можно было обеспечить качественную подготовку к ОЗП (осенне-зимний период). Тем более что предвыборная кампания Садыра Жапарова во многом основывалась на общениях уничтожить энергомафию и обеспечить народ дешевой электроэнергией. Напомню, что в октябре 2020 года он продолжал говорить о себестоимости, якобы, в 2 тыйына за 1 кВт.ч., называл действовавшие тогда тарифы завышенными, а социальный лимит в 700 кВт.ч. – не нужным и подлежащим отмене весной 2021 года.
Однако на деле президент занялся не выполнением своего обещания, а лоббированием предложения той самой «энергомафии» по увеличению тарифов! Было там, правда и намерение чуть-чуть (на 4 тыйына или 5%)понизить их для 110 тыс. самых малообеспеченных семей, что давало бы экономию их бюджета на 20-25 сомов в месяц. На этом позитив заканчивался. Самый большой удар (повышение тарифов почти в 2 раза до 1 сома 48 тыйын и, соответственно, увеличение месячных счетов на оплату электроэнергии на 350-500 сомов) должны были принять на себя 630 тыс. бедных и не богатых семей. Которые по информации заместителя министра энергетики Айталиева вместе с упомянутыми выше 110 тыс. самыми бедными малообеспеченными входят в 80% энергопотребителей не превышающих социальный лимит в 700 кВт.ч. за месяц. Если бы глава государства или его советники нашли время подсчитать их инициативы для разных слоев населения, они смогли бы увидеть и то, что владельцы элитных особняков либо оставались бы «при своих», либо максимум стали бы платить на 3-5% больше. То есть, никто и не собирался перекладывать нагрузку на богатых и олигархов.
Понятно, что столь необдуманная инициатива Садыра Жапарова вызвало недовольство людей и от нее отказались. В итоге не придумали ничего лучше, чем оставить для населения прежние тарифы. Президент оказался заложником собственного популизма. Можно было возобновить реализацию вполне разумной политики постепенной оптимизации тарифов (утверждена в 2014 году Жоомартом Оторбаевым, продолжена в 2015 году Темиром Сариевым, но временно приостановлена в период премьерства и президентства Сооронбая Жээнбекова в 2016-2020 гг.).
Однако новые правители Кыргызстана увлеклись шельмованием предшественников. Распространяют, например, ложь о том, что за последние 10 лет не построено ни одной новой ГЭС, не занимались наращиванием энергомощностей. Умалчивают однако, что в 2016 году на Бишкекской ТЭЦ построены 2 мощных турбоагрегата, что обеспечило рост энергомощностей на 300 МВт. электрической и 300 Гкал тепловой энергии. Что в 2017 году начата масштабная реконструкция Токтогульской ГЭС и это означает прирост к 2024 году еще 240 МВт энергомощностей. Что еще до прихода Садыра Жапарова были
завершены основные работы по реконструкции Ат-Башинской ГЭС. Что сам он говорил на одном из собраний о построенных в 2017 году бизнесменом Рахатом Ирсалиевым двух малых ГЭС. Да и рекламируемые властями новые стройки малых ГЭС ведутся, как правило, на поступившие в 2015 году деньги Российско-кыргызского фонда развития.
Популизм мешает действующей власти в решении проблем энергетики, а болезнь загоняется еще глубже. Драгоценное время тратится не на работу, а на сомнительные авантюры, кадровую чехарду. К слову, с октября прошлого года в Кыргызстане работает уже третий министр энергетики, третий глава Нацэнергохолдинга, третий директор ГП «Кыргызкомур». Тем временем работы по накоплению воды в Токтогульском водохранилище некому было контролировать.
Решить вопрос о прохождении через границу важнейшего оборудования для реконструкции Токтогульской ГЭС тоже никто из высшего руководства не взялся. В результате – многомесячный простой. Заготовка и поставка угля населению, бюджетным учреждениям – сорваны. Зато передел финансовых потоков, судя по информации СМИ – продолжался без остановок.Тем временем холода наступили, а последствия недоработки властей и «энергобаронов» решили возложить на население. Впервые, пожалуй, в истории Кыргызстана мы слышим упреки из уст первого лица государства, что мол, люди слишком много электроэнергии потребляют. Нацэнергохолдинг использует любую возможность ограничить потребителей – законные и незаконные (лимиты потребления, «временные» отключения, введение запретов и др.) и отступает только под давлением общественности. Власти при этом продолжают утверждать: «Все под контролем», а президент и вовсе обещает «не ограничивать» население. Другими словами – хватает всего, кроме электричества, угля и правды. Соответственно, растет беспокойство из-за того, что Садыр Жапаров говорит одно, а энергетики делают совсем другое.
Настолько пугающей ситуация в энергетики была только при Бакиеве. Положение флагмана национальной экономики накануне зимы убедительно доказывает недопустимость популизма в управлении государством, обнажает проблему ужасающей некомпетентности команды Садыра Жапарова. Парадоксально, но факт, что более или менее реальные надежды на выход из кризиса в предстоящую зиму, энергетики и власти связывают с построенной при Атамбаеве новой части Бишкекской ТЭЦ.
Фарид Ниязов, политический узник, экс-руководитель Аппарата президента КР.