Где лучше учиться: в школе или дома? Об этом пишет Reminder.
Еще недавно ответ на этот вопрос для большинства родителей был очевиден. Конечно, в школе: общаясь со сверстниками, ребенок приобретает навыки социализации, учится дисциплине и конкуренции, заводит друзей. При этом родители получают дополнительный бонус — освобождаются от части нагрузки, связанной с воспитанием. Однако за время пандемии для многих детей школьное обучение фактически стало домашним. И внезапно вопрос о вреде и пользе занятий на дому приобрел актуальность.
Первыми ход сделали критики. Еще в мае 2020 гарвардский профессор права Элизабет Бартоле предложила запретить домашнее обучение, аргументируя это тем, что оно подрывает физическое и ментальное здоровье ребенка. Гарвадские социологи не могли пройти мимо такого заявления и решили выяснить, насколько оно обосновано.
Ученые проанализировали данные периодических опросов 12 288 подростков, собранные в ходе двух долгосрочных социологических исследований. На момент начала исследований средний возраст участников составлял 14 лет. Чтобы определить влияние разных форм образования, исследователи через 11 лет опросили их о ментальном и физическом здоровье, благополучии, чертах характера, навыках социализации и вредных привычках. Затем сопоставили с информацией о том, где они учились — в государственной, частной, религиозной школе или на дому. И обнаружили у молодых людей, обучавшихся на дому, ряд существенных отличий от их сверстников, закончивших школу.
- Они на 33% чаще становились волонтерами и на 31% чаще умели прощать других.
- У них было меньше сексуальных партнеров.
- Они с меньшей вероятностью потребляли марихуану.
- Среди них было в 1,5 раза больше тех, кто регулярно посещал религиозные службы. С точки зрения психологического благополучия это большой плюс: исследования показывают, что религиозные люди реже страдают от алкогольной и наркотической зависимости и депрессии, они меньше склонны к суициду и реже умирают преждевременной смертью от всех причин.
- Наконец, они с большей вероятностью имели четкую жизненную цель.
Единственным минусом домашнего обучения оказалось то, что после него дети на 23% реже поступали в ВУЗы. Но авторы исследования считают, что это может быть связано не столько с выбором самих детей, сколько с политикой университетов, которые отдают предпочтение выпускникам школ.
Что из этого следует? Во-первых, форма обучения, судя по всему, действительно влияет не только на уровень знаний, но и на социальные навыки и дальнейшую жизнь человека. Во-вторых, при выборе между школой и домашним образованием стоит руководствоваться не стереотипами, а практическими целями и интересами ребенка.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.