Космополитические принципы высшего образования отступают перед нарастающей волной узких провинциальных интересов. Об этом пишет Эмили Левайн, ассоциированный профессор истории и образования в Стэнфордском университете, автор новой книги «Союзники и противники: Немецко-американский обмен и расцвет современных научно-исследовательских университетов» (издательство University of Chicago Press, 2021).
Количество международных студентов, поступающих в университеты США, продолжает снижаться, а отделения американских университетов за рубежом подвергаются реорганизации или закрываются. У этой тенденции будут мрачные последствия, причём не только для образования и научных исследований.
Университеты находятся на пересечении национальных интересов и универсальных, глобальных целей. Они играют важную роль в строительстве национальных государств, но одновременно поощряют стремление к истине, а этому, как показывает история, идёт на пользу свободный обмен идеями и свободное передвижение учёных и студентов через границы. В эпоху, когда глобальные учреждения теряют значение, дошла очередь и до университетов терять власть и влияние. Открытый обмен идеями сегодня оказался под угрозой. Можно ли изменить ситуацию?
Университеты приобрели особое значение в XIX веке, принося пользу национальным государствам, обучая госслужащих, улучшая технологии с помощью фундаментальных исследований. Позднее они стали площадкой для глобального сотрудничества, находя способы уравновесить свои обязательства перед родными странами и перед международным сообществом. Но в последние годы страхи по поводу подъёма Китая и подозрения в шпионаже склонили весы в сторону национальных приоритетов.
В 2020 году президент Дональд Трамп подписал указ о запрете на китайских аспирантов и исследователей в целом ряде научных областей. Администрация президента Джо Байдена сохранила этот запрет. А сенатор от штата Арканзас Том Коттон выступил в этом году с предложением запретить китайским структурам финансировать американские университеты и закрыть визовую программу для китайских граждан, в соответствии с которой они могли получать многократные визы на десять лет.
Американские националисты, подобные Коттону, редко признают, что китайцы следуют по пути, который был проложен ещё американскими студентами. В XIX веке почти 10 тысяч американцев съездили поучиться в университеты Германии. А когда они вернулись, они начали создавать учебные заведения по образцу тех, где они учились за рубежом. Адаптация американцами немецких университетов была настолько эффективной, что к 1900 году движение развернулось в другую сторону. Немцы посещали всемирные выставки в Чикаго и Сент-Луисе, чтобы узнать об американских наработках в высшем образовании, таких как совместное обучение мужчин и женщин или успехи в прикладной математике. Исследованиям и инновациям в естественных и гуманитарных науках шло на пользу такое «конкурентное подражание».
Несмотря на определённую озабоченность немцев тем, что американские студенты могут украсть торгово-промышленные секреты, интеллектуальная любознательность преодолела протекционизм. Учёные и исследователи двух стран стали партнёрами – и конкурентами. Преподаватели ездили туда-сюда между Нью-Йорком и Берлином в рамках обмена, делясь своими идеями и продвигая их. Один из руководителей образования в Пруссии восхищался тем, что такое взаимообучение «являет собой прогресс… на пути к интеллектуальному единству человеческой расы».
Две мировые войны подорвали академическое сотрудничество. Университеты были вынуждены склониться в сторону государства, а преподаватели предлагали себя в качестве экспертов, способных помочь достижению национальных целей. Американская профессура ополчилась против своих немецких коллег; а те, кто отказывался, был уволен.
После Второй мировой войны потребовалось множество усилий, чтобы возродить забытые ценности трансатлантического научного обмена и прозрачности. Даже международные программы эпохи холодной войны (например, Свободный университет Берлина, финансировавшийся Фондом Форда; программа Фулбрайта; Германская служба академических обменов) были в большей степени проявлением «мягкой силы», чем подлинными научными партнёрствами.
В дальнейшем университеты вернулись к сотрудничеству в стиле XIX века для решения проблем века XXI. Например, сотрудничество между Калифорнийским университетом и немецкими институтами, финансируемое некоммерческой организацией «Ресурсы для будущего», способствует инновациям в климатической политике. Специалисты из Калифорнийских университетов в Беркли и в Дэвисе, из Берлина и из Института европейских исследований в Брюсселе обмениваются исследованиями о декарбонизации и электрификации транспорта. Их работа способствует зелёным инновациям на обоих берегах Атлантики.
Однако сегодня университеты США начали вынужденное движение в расходящихся направлениях. Хотя основная часть финансирования их исследований поступает от федерального правительства США, обычно они поддерживают глобальный обмен идеями, причём даже с конкурентами Америки. Именно так и достигаются успехи в сфере знаний. Вместо запрета на выдачу виз потенциальным научным партнёрам, правительства должны стимулировать международное научное сотрудничество своей финансовой поддержкой и программами обмена. Администрация Байдена должна воспользоваться этой возможностью, чтобы поддержать ценность науки как общественного блага.
В длительной истории научных открытий нынешние националистические тенденции являются аберрацией. Научный прогресс и технологические инновации требуют свободного обмена. Те, кто хочет заниматься научной деятельностью, должны быть готовы открыть границы для партнёров из всех стран, включая потенциальных противников.
Многие задаются вопросом, может ли Китай стать научной супердержавой, несмотря на свою регрессивную политику и ограничения свободы. Однако мы должны задаваться и другим вопросом: а могут ли университеты США оставаться лучшими в мире, когда они закрываются от Китая и остального глобального сообщества?
Чтобы сохранять своё значение и жизнеспособность (а также поддерживать национальный и глобальный прогресс), университеты должны оставаться открытыми для мира. Американцы должны понимать это так же, как и все остальные.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.