В соцсетях массово распространяют фейковую информацию от имени ряда СМИ Кыргызстана

Автор -
295

В Фейсбуке массово распространяется фейковая информация о различных политиках. На такие публикации поместили логотипы различных СМИ, что может вводить в заблуждение пользователей сети. Об этом рассказывает «Клооп».

Что это за публикации?

Например, в группе «Адамдар Арасында» опубликован пост якобы материала кыргызскоязычной редакции «Клоопа». В посте говорится, что кандидат от оппозиционной партии «Ата Мекена» Али Токтакунов якобы подтвердил то, что лидер партии Омурбек Текебаев совершил развратные действия с юристкой политобъединения.

Эта публикация фейковая и кыргызскоязычная редакция «Клооп» не публиковала такой материал.

Скриншот распространяемой фейковой информации

Такие же фейковые публикации распространяют и от лица радио «Азаттык», телеканала Next TV и Sputnik Кыргызстан.

В публикации от 22 ноября говорится, что лидер оппозиционной партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров якобы уехал из страны. Пост сопроводили логотипом «Азаттыка».

Скриншот распространяемой фейковой информации

В самом «Азаттыке» опровергли то, что эту публикацию сделало само издание и напомнили, что их страницы в «соцсетях прошли процедуру верификации и отмечены специальным (синим) значком»

Под логотипом Next TV же распространили фейковую информацию о том, что спортсменка Валентина Шевченко якобы потребовала привлечь к ответственности Мадумарова за то, что тот «продал кыргызские земли».

В самом Next TV сообщили, что такие материалы не выпускали.

«Компания Next TV всегда придерживается принципов объективности и достоверности информации, не занимаясь очернением отдельных личностей и компаний», — отметили в телеканале.

О том, что от имени издания публикуются сообщения, к которым редакция не имеет никакого отношения, сообщили и в Sputnik Кыргызстан.

«Публикации, о которых идет речь, связаны с якобы заявлениями политиков, участвующих в предвыборной кампании. Эти материалы выдают за опубликованные в Sputnik Кыргызстан, но и на сайте, и на официальных страницах агентства в соцсетях такая информация не появлялась», — отметили в издании.

В Sputnik Кыргызстан подчеркнули, что «не впутываются в истории с черным пиаром кандидатов».

Кто делится этим?

В основном фейковые публикации от лица различных изданий сделаны пользователями Фейсбука, чьи аккаунты похожи на фейковые.

Так, например, всеми фейковыми новостями о Мадумарове у себя на странице поделилась пользовательница Кайыргуль Алымбекова. Она очень активно делится постами об успехах президента Садыра Жапарова и критикует его оппонентов.

В группе «Адамдар Арасында», в которой опубликованы большинство постов с фейковой информацией в отношении политиков, также делятся агитматериалами в пользу кандидатов-одномандатников Улана Примова и Шайлообека Атазова. Также в группе есть публикации с агитматериалами партии «Азаттык».

Фейки в Кыргызстане

В Кыргызстане использование фейк-ферм не новшество. Их зачастую используют известные политики и некоторые партии, чтобы повысить свою популярность, обелить себя или очернить кого-то.

Эти фейковые аккаунты активно манипулируют общественным мнением и создают ложные дискуссии и ориентиры. В основном армии фейковых аккаунтов активизируются перед большими политическими событиями, такими, как выборы и референдумы.

Некоторые эксперты отмечают, что с приближением дня голосования очернение политических оппонентов будет только усиливаться. Глава общественного фонда «Институт мира и развития Центральной Азии» Бакыт Жумагулов считает, что такая практика стала обычным явлением, пишет Азаттык.

«Технология черного пиара будет усиленно использоваться за четыре-пять дней до выборов. Мы видим, как политические соперники распространяют компромат друг против друга. Во-вторых, в Кыргызстане ближе к дате выборов может обостриться проблема с подкупом голосов. После того, как в 2015-2016 годы была автоматизирована система и введена идентификация, был закрыть путь к фальсификации результатов выборов. Так что для тех, кто хочет прийти к власти, остались только подкуп избирателей и административный ресурс», — сказал эксперт.

По словам гражданского активиста Нурсултана Акылбека, несмотря на снижение массового подкупа, в социальных сетях началось применение «черного пиара» и использование фабрик троллей.

«Сейчас наблюдается немного другой избирательный процесс. По сравнению с прошлым годом мало людей, тратящих миллиарды. Но есть кандидаты, заключенные под стражу и не имеющие возможности полноценно участвовать в выборах. Недавно я ездил в Аксыйский район, Ош, Джалал-Абад. Люди говорят, что в регионах открыто покупают голоса – предлагают от одной до трех тысяч сомов, то есть так же, как раньше. Но все же этого меньше, чем в прошлом году. Однако методы использования фабрик троллей, черного пиара остались прежними», — считает активист.

Общественный деятель Адиль Турдукулов рассказал, как в подкупе избирателей используются новые технологии. По его словам, «традиционно подкуп усиливается за один-два дня до выборов».

«Появились инновационные технологии для подкупа – те же терминалы и POS-терминалы. Хотя закон и предусматривает наказание и для тех, кто покупает голоса, и для тех, кто их продает, тайно такие случаи все же происходят», — сказал Турдукулов.

Парламентские выборы в Кыргызстане пройдут 28 ноября. В этот раз в Жогорку Кенеш будет избрано 90 депутатов, 54 из них — по партийной системе, 36 — по одномандатным округам.

Для участия по единому избирательному округу регистрацию прошла 21 партия, в одномандатных округах был зарегистрирован 321 кандидат. Часть из них позже отказалась от участия в выборах, и по данным на 23 ноября, осталось 287 кандидатов.

Результаты парламентских выборов, прошедших в прошлом году, были отменены из-за недовольства населения, которое в итоге привело и к смене власти в стране.

Поделиться