Пять выводов по итогам парламентских выборов в Кыргызстане

Автор -
461

В Кыргызстане прошли выборы в обновленный парламент вслед за прошлогодним голосованием, результаты которого были аннулированы на фоне протестов. Вот пять важных выводов по итогам первых выборов при президенте Садыре Жапарове.

Предварительные результаты прошедших 28 ноября парламентских выборов в Кыргызстане показывают выгодные для проправительственных партий итоги на фоне низкой явки избирателей в стране с населением около шести миллионов человек. Оппозиция обвиняет власти в фальсификации подсчета голосов.

Выборы определят, кто получит 90 мест в однопалатном парламенте. В предыдущем составе было 120 депутатов. Число мест в законодательном органе снижено после проведения общенационального референдума, одобрившего изменение Конституции и предоставление гораздо больших полномочий президенту и Кабинету министров.

Вот пять выводов после выборов, которые сделал Брюс Панниер.

ПОБЕДА ПРОПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПАРТИЙ​

В тройке партий, набравших наибольшее количество голосов на выборах, — исключительно проправительственные объединения. По прогнозам, они получат не менее 36 из 54 мест по партийным спискам. Это партии «Ата-Журт Кыргызстан» (16,6 процента), «Ишеним» (13,3 процента), «Ынтымак» (10,59 процента).

Религиозно ориентированная партия «Йыман Нуру», которая также считается проправительственной, получила 5,2 процента, стала шестой и последней партией, прошедшей в парламент.

В одномандатных округах побеждают проправительственные кандидаты, поэтому кабинет президента Садыра Жапарова должен получить твердую поддержку в парламенте, где у проправительственных партий будет большинство.​

РАЗОЧАРОВАНИЕ И НЕДОВОЛЬСТВО ОППОЗИЦИИ​

При таком большом количестве проправительственных партий в стане оппозиции неважная картина. Наибольшее количество голосов среди оппозиционных организаций набрал «Бутун Кыргызстан» (6,6 процента).

Новая партия «Альянс», которая считается прогрессивной и выдвинувшей множество молодых кандидатов, также будет позиционировать себя оппозиционной по многим вопросам. Она заняла четвертое место с 8,08 процента голосов.

«Ата Мекен», которую возглавляет известный оппозиционный политик Омурбек Текебаев, получила 3,42 процента голосов. В партии заявляют о фальсификациях.

«По нашим данным, мы должны получить не менее 8–10 процентов, — сказал Текебаев. — Сайт [Центральной избирательной комиссии] показывал сначала, что наша партия получила около 71 тысячи голосов. Когда сайт выключили и включили, у нас стало около 41 тысячи голосов. Это означает, что у наших популярных политиков Али Токтакунова, Тилека Токтогазиева, Натальи Никитенко и Клары Сооронкуловой украли голоса».

СБОЙ В СИСТЕМЕ ЦИК, ОБВИНЕНИЯ В ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ

Несколько оппозиционных партий — «Ата Мекен», «Азаттык», Социал-демократическая и «Улуттар Биримдиги» — провели пресс-конференцию в Бишкеке после объявления предварительных итогов голосования, заявив, что они не признают результаты после 40-минутного сбоя системы автоматизированного подсчета голосов Центральной избирательной комиссии.

Лидер «Улуттар Биримдиги» Нурлан Адаев сказал, что у его партии до сбоя было 47 074 голоса. После переподключения системы партия «потеряла» около 17 тысяч голосов.

Спикеры также заявили, что огромное количество недействительных бюллетеней — около 122 тысяч, или почти 10 процентов от общего числа, — вынуждает их думать, что у них украли голоса. Оппозиционные партии требуют отмены итогов и объявления даты новых выборов.

Поступали жалобы и на нарушения в день голосования: некоторые утверждали, что политические партии или отдельные кандидаты платили избирателям за посадку на микроавтобусы, которые возили людей на участки и обратно в обмен на их голоса.

Некоторые избиратели фотографировали заполненные бюллетени перед тем, как опустить их в урны для голосования.

В прошлом партии или кандидаты, которых обвиняли в подкупе голосов, как сообщается, просили избирателей сфотографировать заполненные бюллетени в качестве доказательства того, что они проголосовали за тех, кто предложил им деньги.

Звучали жалобы и на то, что часть урн для электронного голосования вышла из строя. Избирателей просили оставлять заполненные бюллетени на столах, пока проблема не будет устранена. В некоторых случаях сотрудники избиркомов сообщали, что сами скинут бюллетени в урны.

Несмотря на эти жалобы, нарушений во время предвыборной агитации и в день выборов, похоже, зарегистрировано гораздо меньше, чем на предыдущих выборах.

НИЗКАЯ ЯВКА

Явка на этих парламентских выборах была самой низкой в электоральной истории Кыргызстана: на участки пришли только 32,25 процента избирателей. Это существенное снижение по сравнению с явкой на неудавшиеся парламентские выборы, которые были в октябре 2020 года. Тогда явка составила 58,89 процента.

Это было четвертое общенациональное голосование в Кыргызстане за последние 14 месяцев, и с каждым новым голосованием явка неуклонно снижалась.​

ПУТАНИЦА ИЗ-ЗА НОВОЙ СИСТЕМЫ

Впервые парламентские выборы проводились по смешанной системе.

Количество мест в парламенте сократилось после того, как на референдуме в апреле была одобрена новая Конституция с усилением полномочий исполнительной ветви власти. 54 из 90 депутатов избирались по партийным спискам и 36 — по одномандатным округам.

Сообщалось, что некоторые избиратели, запутавшись в требованиях проголосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата в ее списке, обращались за помощью к членам местных избирательных комиссий. Некоторые указали, что это нарушение тайны голосования.