4 декабря президент Садыр Жапаров назначил ряд судей местных судов. Среди них числится и бывший адвокат главы государства Шарабидин Токтосунов, который назначен судьей Бишкекского городского суда. Сам он отрицает, что был назначен благодаря своим связям.
Некоторые назначения, сделанные пришедшей после октябрьских событий властью, вызвали дискуссию в обществе о независимости судебной системы, пишет Азаттык.
Шарабидин Токтосунов стал адвокатом Садыра Жапарова, когда в 2012 году он был задержан после митинга за национализацию Кумтора. В прошлом октябре во время событий, которые завершились сменой власти, он выступал в поддержку Жапарова и участвовал в акциях на центральной площади Бишкека. В сентябре этого года Токтосунову было присвоено звание заслуженного юриста.
Впервые кандидатуру Токтосунова в судьи выдвинула в Совет по отбору судей парламентская фракция «Ата-Журт» в 2014 году. Сам он отрицает, что назначен благодаря своим связям.
«Я участвовал в конкурсе последние шесть месяцев. Судьи же назначаются на конкурсной основе. Я один из 30 судей в Бишкеке. Теперь посмотрим, я постараюсь принимать справедливые решения. Мы сами раньше видели, какая несправедливость происходит. И я постараюсь не допустить этого в будущем. Я давно участвую в конкурсе. Садыр Жапаров является президентом более года, и я уже мог бы быть судьей в таком случае. Время все покажет. Я работаю юристом 25 лет. 30 ноября мы в количестве 16 человек вместе были у Садыра Жапарова. Он нам сказал, чтобы мы принимали законные решения, чтобы работали для народа и что никто не будет давать нам приказы», — сказал Токтосунов.
Другой бывший адвокат Садыра Жапарова Замирбек Базарбеков в конце прошлого года был назначен заведующим отделом судебной реформы и законности аппарата президента. В июне этого года он стал судьей Верховного суда.
Когда после октябрьских событий 2020 года Курманкула Зулушева назначили генеральным прокурором, общественность напомнила, что в 2013 году он был членом коллегии Бишкекского городского суда, который оправдал Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова. Еще один член этой коллегии Медербек Сатыев в октябре прошлого года был назначен первым заместителем руководителя аппарата президента и был снят с должности этим летом в связи с переходом на другую должность. Он был назначен заведующим отделом по взаимодействию с судами и органами прокуратуры вместо Замирбека Базарбекова.
6 октября прошлого года Верховный суд отменил предыдущее решение суда в отношении Садыра Жапарова по делу о «захвате заложников» и вернул дело в Генеральную прокуратуру для досудебного производства. Это решение приняла коллегия, в состав которой вошли Нургуль Бакирова, Кенешбек Токтомамбетов и Нурмамбет Эшалиев.
Нургуль Бакирова в мае этого года была избрана председателем Верховного суда.
С момента прихода к власти Садыр Жапаров обещает реформу судебной системы. Этим летом на первом заседании Совета по вопросам совершенствования судебной и правоохранительной деятельности он сказал, что будут приняты немедленные меры.
«Мы должны начать кардинально менять национальную правоохранительную и судебную систему. Пора пересмотреть предыдущий опыт, создать эффективную правоохранительную и судебную систему в интересах народа, активизировать судебную реформу», — сказал тогда президент.
Руководитель «Института общественного анализа» Рита Карасартова считает, что судебная система не изменилась.
«Система никак не изменилась. Многие люди приняли за идеал то, что «один человек несет ответственность за все». На самом же деле это авторитаризм. И он никогда не приведет к развитию. У судебной системы есть своя определенная роль. И то, что она подчиняется президенту, не верно. К сожалению, за год систематических изменений не произошло. Просто происходит месть предыдущим судьям. Судьи, ранее судившие его, ушли с должностей. Судьи, оправдавшие его, назначены прокурором, главой отдела и главой Верховного суда. Он назначил своего друга Замирбека Базарбаева председателем Совета по отбору судей, а затем судьей Верховного суда. Он создал систему со своими людьми. Это не приведет ни к чему хорошему».
«Институт общественного анализа» ранее заявлял, что Кенешбек Бекчалов, которого называют свояком генерального прокурора Курманкула Зулушева, во время отбора судей не смог ответить на вопросы, но все же прошел конкурс и был назначен судьей Джалал-Абадского городского суда. Сам Бекчалов заявил, что не имеет родственных связей с Зулушевым.
«Оказывается, есть враги, всякое пишут. После того, как была написана та статья, я уточнил. Жена Курманкула Зулушева, оказывается, родом из Нооката, а моя жена – из Базар-Коргона. Это не соответствует родству», — сказал судья.
В октябре президент назначил Сулайманкула Атакулова судьей Верховного суда. По некоторым данным, он является родственником и односельчанином председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева. Ни Ташиев, ни Атакулов пока не комментировали эту информацию.
В Кыргызстане любая власть определяет приоритетным направлением реформу судебной системы и традиционно создает различные рабочие группы и советы. Все президенты неоднократно обещали, что у них есть политическая воля для проведения реформ и обещали выделить необходимые на это средства.
В прошлом месяце Садыр Жапаров подписал четыре конституционных закона, регулирующих работу судебной системы Кыргызстана («О Совете по делам правосудия Кыргызской Республики», «О статусе судей Кыргызской Республики», «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», «Об органах судейского самоуправления»).
Новая Конституция существенно расширила полномочия президента в этой сфере. Теперь президент выдвигает Жогорку Кенешу трех кандидатов на должности судей Конституционного суда и Верховного суда по представлению Совета по делам правосудия. Кроме того, вносит в Жогорку Кенеш предложение об увольнении судей Конституционного и Верховного суда, назначает судей местных судов по представлению Совета по делам правосудия и с согласия Жогорку Кенеша назначает на 5-летний срок председателей Конституционного суда и Верховного суда.