Специальное подразделение Таможенной и пограничной службы США использовало секретные правительственные базы данных об отслеживании террористов для получения информации о нескольких проживающих в США журналистах, включая лауреата Пулитцеровской премии из «Ассошиэйтед Пресс». К такому выводу пришло расследование, проведенное федеральным надзорным органом, пишет «Голос Америки».
Новостной портал Yahoo News, опубликовавший обширный отчет о расследовании, также обнаружил, что это – подразделение Отдел противосетевых операций (Counter Network Division) – также запрашивало данные, касающиеся сотрудников и, возможно, членов Конгресса США.
Агент Джеффри Рэмбо, который признал, что проводил проверки журналистов в 2017 году, заявил федеральным следователям, что эта практика является обычным делом.
«Когда к тебе попадает какое-то имя, ты прогоняешь его по всем системам, к которым имеешь доступ. Это просто статус-кво, так делают все», – заявил Рэмбо Yahoo News.
Агентство Associated Press получило отредактированную копию доклада генерального инспектора министерства внутренней безопасности США, которая содержит то же заявление, но с заретушированным именем источника.
Таможенная и пограничная служба входит в структуру министерства внутренней безопасности.
Расследование вызвало тревогу в средствах массовой информации.
«Мы глубоко обеспокоены этим явным злоупотреблением властью, – заявила директор Associated Press (АР) по связям со СМИ Лорен Истон. – Похоже, это пример того, как журналистов преследуют за то, что они выполняют свою работу, что является нарушением Первой поправки [к Конституции США]».
В своем заявлении Таможенная и пограничная служба США не стала давать конкретные комментарии по расследованию, отметив лишь, что ее «проверки и дознания, в том числе проводимые Отделом интернет-операций, строго регламентируются хорошо отработанными протоколами и передовой практикой». В заявлении говорится, что ведомство «не проводит расследований в отношении отдельных лиц, не имея на то законных оснований».
Джеффри Рэмбо живет в Сан-Диего, где владеет кафе. Один из его сотрудников сказал, что Рэмбо недоступен для комментариев.
Это не первый случай, когда федеральные власти используют свои полномочия для изучения контактов журналистов и других лиц.
Ранее в этом году генеральный прокурор (министр юстиции) США Мерик Гарланд официально запретил прокурорам запрашивать данные о контактах журналистов при расследовании утечек – с небольшими исключениями. На этот шаг Минюст пошел после сообщений о том, что при президенте Дональде Трампе ведомство запрашивало данные, касающиеся журналистов, членов Конгресса от Демократической партии, их помощников, а также бывшего советника Белого дома Дона Макгана.
При администрации Барака Обамы федеральные следователи тайно получали данные о телефонных разговорах некоторых журналистов и редакторов Associated Press.
Использование баз данных Джеффри Рэмбо и его подразделением было более обширным, чем было известно ранее. Генеральный инспектор передал дела о недопустимом использовании правительственных баз данных и даче ложных показаний следователям, но Минюст отказался привлекать Рэмбо и двух других сотрудников министерства внутренней безопасности к ответственности.
Рэмбо ранее был идентифицирован как агент, который получил доступ к записям о поездках репортера Эли Уоткинс, работавшей тогда в издании Politico, и расспрашивал ее о конфиденциальных источниках. В настоящее время Уоткинс пишет для New York Times.
Рэмбо заявил следователям, что изначально он обратился к Уоткинс в рамках усилий, направленных на то, чтобы привлечь внимание журналистов к теме принудительного труда как к проблеме национальной безопасности.
По его словам, аналогичная работа велась с журналистом Associated Press Мартой Мендосой, говорится в неотредактирвоанном резюме, оказавшемся в распоряжении Yahoo News.
Прежде чем установить контакт с Мендосой, подразделение Рэмбо проверило ее, чтобы установить, что она является «журналистом с хорошей репутацией». В 2016 году Мендосе была присуждена Пулитцеровская премия за публикации о рабском труде в рыболовной промышленности в Юго-Восточной Азии.
Начальник Джеффри Рэмбо в Вашингтоне, Дэн Уайт, сообщил следователям, что его подразделение проверило Мендосу по нескольким базам данных и выяснило, что «один из телефонных номеров на телефоне Мендосы был связан с террористом», сообщило Yahoo News.
Associated Press потребовало разъяснить, почему журналистов, включая Мендосу, проверяли по базам данных, используемым для отслеживания террористов.
Единственным человеком, который был обвинен и осужден в связи с действиями Рэмбо, стал бывший директор по безопасности в комитете Сената по разведке Джеймс Волф, у которого были личные отношения с Эли Уоткинс. Он признал свою вину в даче ложных показаний ФБР о своих контактах с журналистами.
Следователи подробно расспрашивали Рэмбо о его интересе к Уоткинс. Он использовал данные о ее поездках, чтобы расспросить ее об отношениях с Волфом, полагая, что Волф является источником для ее публикаций. Уоткинс признала факт отношений с Волфом, но настаивала, что тот не предоставлял информацию для ее публикаций.