В ближайшие 100 лет деньги перестанут быть мотивацией людей, климатические изменения станут главной повесткой для государств и компаний, а любые решения будут принимать на основе данных. Российские футурологи на форсайте «100-летний горизонт» рассказали, каким будет мир, а «Хайтек» пересказал их основные тезисы.
Сквозные глобальные политики: какой будет новая глобализация
В ближайшие 100 лет человечество столкнется с новым классом явлений — сквозной глобальной политикой (СКВОП). В первую волну глобализации такой сквозной политикой была в основном финансовая политика — долларовая экономика. Потом появился новый тип связности — через интернет. В ближайшие годы мир будет искать новую модель глобализации.
До 2035 года ключевую роль будет играть политика учета углеродного следа. Постепенно мир будет переходить от зеленых облигаций и сертификатов к другой логике — когда любое действие будет пересчитываться через углеродный след. Возможно, появится Carbon ID — его внедрят в финансы, государственный бюджет, компании и даже отдельные дома. Это второй всеобщий эквивалент стоимости, который будет постепенно появляться в ближайшие 15 лет. Изменения не произойдут быстро, поскольку пока на микроуровне нет бенчмарков и эталонов, но на макроуровне они уже существуют. Для децентрализованных систем расчета и пересчета углеродного следа крайне удобен и выгоден блокчейн.
Политика учета углеродного следа очень привлекательна, поскольку дает инструмент, которым можно договариваться на глобальном уровне элит и оказывать влияние на жизнь каждого гражданина вне зависимости от уровня его дохода.
В районе 50-го года ожидаются тотальные перезагрузки модели прав человека. «Модель прав человека, которая сложилась 70 лет назад, после Второй мировой войны, перестроят в другую модель, которая связана с правом на доступ к чистому воздуху, к еде, с обеспечением других базовых прав, в том числе права на территорию. Они развиваются вместе с пересчетом углеродного следа, к ним добавляются океан, космос, глобальные права человека», — отметил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
Политические субъекты для новых пространств
По прогнозам российских футурологов, в перспективе могут появиться сетевые, виртуальные государства и экстерриториальные города — они изменят расклад сил в глобальной политике и макроэкономике. Бизнес и граждане национальных государств создадут виртуальные государства со своими ценностями, правами и порядками, акцентом на частную предпринимательскую инициативу и самореализацию. Эти государства станут основой для государств нового типа за счет новых территорий, которые сейчас не попадают под национальное регулирование, утверждают эксперты. Речь об океане, космосе и Антарктике.
Не все эксперты согласны с тем, что новыми политическими субъектами станут экстерриториальные города и виртуальные государства. «Государства останутся базовыми провайдерами суверенитета и идентичности, но у каждого из нас будет появляться множественная лояльность. Только государства в ближайшие 100 лет окажутся способными обеспечивать право на насилие на своей суверенной территории. Новые субъекты будут возникать исключительно в пустых пространствах, таких как океан, но технологически вся эта история пока не готова для запуска. Это не вопрос ближайшего времени», — считает Песков.
Превентивная «ассимиляция в будущее»: великое переселение народов
Исследователи предсказывают новое великое переселение народов, связанное с изменениями климата, которое может затронуть более миллиарда людей. Климатические беженцы станут источником международной напряженности и создадут давление на страны, менее подверженные климатическим рискам. При переселении беженцы могут реассимилироваться в логике старых культур — либо первыми принять принципы нового социоэкономического уклада, стать авангардом «новой цивилизации». Для этого должны появиться институты «ассимиляции в будущее».
Регенеративная экономика. От потребления к восстановлению
В современной экономической парадигме каждый крупный город — завод по превращению природных ресурсов в большие полигоны и свалки. Человек забирает у природы почву, воду, древесину, а потом потребляет и возвращает в виде отходов. Регенеративная экономика не истощает и не уничтожает природу, а возвращает в нее то, что забирает для своих нужд. Новая экономика переходит от линейных моделей к восстановительным, основанным на использовании возобновляемых ресурсов и замыкании цикла от производства до утилизации. Базовой нормой любой организации или компании становится требование восстанавливать живые и социальные системы, чьи ресурсы были задействованы.
«На Западе общество выбирает более экологичные товары, зеленая повестка не навязана сверху, это борьба за лояльность клиентов. Ответственное потребление покупателя заставляет бизнес перестраивать модель, оптимизировать производство и делать это своей миссией, о которой можно заявить общественности. Ведь если вы не зеленые, вас просто не будут покупать», — отметил ведущий российский футуролог, основатель инициативы «Глобальное будущее образования» Павел Лукша.
Экономика достаточности и самореализации: конец неограниченному потреблению
На протяжении всей истории человечество боролось за выживание и только недавно преодолело массовый голод и эпидемии инфекционных заболеваний. Современная экономика больше не направлена на выживание. Новая цель — процветание человека. Если посмотреть на пирамиду Маслоу, то впервые в истории большая часть базовых потребностей у всех людей на планете удовлетворена.
Но человечество столкнулось с новым вызовом — неограниченным потреблением и постоянно растущими потребностями: хочется квартиру больше, машину дороже, телефон лучше. На смену этой модели придет экономика достаточности — когда человек потребляет только то, что ему необходимо для сохранения жизни и поддержания здоровья, красоты и разнообразия. Компании больше не манипулируют потребителем, заставляя его гнаться за атрибутами красивой жизни и показательным потреблением.
«Базовая идея в том, чтобы человек стал богаче и не думал только о том, как добиться материальных благ. Теперь у него есть возможность и время для удовлетворения высших потребностей — в самореализации, творчестве, познании и служении», — отмечает Лукша.
Некоторые страны уже тестируют механизмы перехода к новой экономической модели. Например, в Германии запустили программу, которая создает вакансии неполной занятости. Так государство помогает зарабатывать деньги, но при этом оставляет время на то, чтобы вести свои проекты. Франция предоставляет социальные гранты и обсуждает проект безусловного базового дохода. Сторонники идеи считают, что она даст людям возможность проявить творческие способности. Но пока эксперты не уверены, что эта мера будет эффективна.
Эмиссия новых ценностей. От доллара — к биоразнообразию
На горизонте ста лет деньги перестанут быть мерилом ценности. Появятся новые типы капитала, которые отражают природные, культурные, социальные и интеллектуальные богатства общества. Именно в них, а не в количестве долларов или золоте, лежащем в подвале Центробанка, будет главная стоимость XXI века. Радикальные экономические изменения позволят уйти от идеологии роста ВВП к росту ценности экосистем.
Природный капитал будет включать карбоновый след, уровень плодородия и биологическое разнообразие. Чтобы измерить новые формы капитала, появляются новые меры ценностей, которые не сводятся к деньгам, но свободно конвертируются друг в друга в масштабах планеты.
В новой модели общества перестанут думать о своих действиях в экономических терминах, оцифруют биологическое разнообразие и поймут, сколько стоят реки, вода, нетронутые экологические уголки Камчатки, Алтая, Северного Кавказа и Карелии.
Технологии гомеостатического роста: человек управляющий
Новая парадигма экономического развития поможет преодолеть ограничения как плановой экономики, так и свободного рынка. Это произойдет благодаря управлению на основе данных. Регулирование в новой пострыночной и посткапиталистической экономике переходит на уровень протоколов обмена, человечество сможет с помощью данных и предиктивной аналитики контролировать экономический рост, причем в масштабах всей планеты.
Люди впервые начнут оценивать и управлять экосистемами и физическими параметрами окружающей среды. Запущен этот процесс будет, в том числе, благодаря политике углеродного следа и появлению новых систем сенсоров.
На протяжении следующих десятилетий будет развиваться экономика платформ: они станут все более всепроникающими и все более автоматизированными и автоматизирующими процессы.
«С одной стороны, на самих платформах пользователь будет совершать все меньше самостоятельных действий — за него их будут совершать искусственные агенты, настроенные под личный профиль. То же самое произойдет на уровне производственных систем, где значительная часть сделок вообще будет совершаться без участия человека. Человек, по сути, будет настраивать свои предпочтения, свой образ жизни с учетом опций, доступных ему для его возраста, заслуг, знаний и прочих параметров», — пояснил Павел Лукша.
В прошлое уйдут кризисы перепроизводства, логистические цепочки оптимизируют с помощью алгоритмов. Производители смогут в режиме реального времени отслеживать количество товара на складах, спрос и менять в соответствии с данными свою бизнес-модель. Новая экономика возникнет благодаря соединению лучшего, что было в плановой экономике и свободном рынке.
Исследователи отмечают, что эти прогнозы — помощь в стратегиях выбора в долгосрочной перспективе. Прогнозы и данные могут повлиять на место проживания, выбор автомобиля на дизельном топливе или электрокара, смену профессии. Такие тренды важны и для следующих поколений — они дают понять, в каком мире они будут жить, что от него ждать и как быть востребованным даже в перспективе следующих ста лет.
Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.