Производители, стремясь сделать управление автомобилем проще и безопаснее, добавляют ему разные опции. Некоторые из них являются не совсем понятными для обладателей новенькой машины, и они не до конца понимают правила пользованиями ими. Среди таких опций ESP.
В большинстве приличных современных авто имеется либо кнопка «ESP off», либо соответствующий пункт в меню электронных настроек транспортного средства. Как ни парадоксально, но даже с нажатой кнопкой ESP система курсовой устойчивости авто в большинстве случаев продолжает функционировать.
А отключается при этом противобуксовочная система — ASR, которая работает совместно с ESP, антиблокировочной системой ABS и прочими электронными ассистентами. Поскольку действуют они в комплексе, автопроизводители пишут про отключение ESP, чтобы не «грузить» автовладельца.
Эта система к тому же оснащена датчиком положения руля и акселерометром, ориентируясь на их показания она может принять решение о торможении конкретного колеса, чтобы предотвратить возможность ухода в занос. То есть при входе в поворот на высокой скорости ESP затормозит заднее колесо на внутреннем радиусе поворота, чтобы выровнять машину при сносе передней части, и переднее по ходу заноса, если начнет заносить заднюю часть.
Когда надо отключать ESP?
Несмотря на то, что эта опция призвана обеспечивать безопасность, есть случаи, в которых ее рекомендуется отключить, например, при поездках по бездорожью. На дорогах, которые чаще именуют «направлениями», эта система не спасает, а вредит. Вы рискуете застрять из-за ее активной помощи, не сумев преодолеть различные сложные места там, где без ESP вполне можно преодолеть препятствие.
В некоторых машинах ESP является неотключаемой опцией. Но на многих ее можно сделать временно нерабочей. И когда вы выезжаете на снежную целину, то помните – ESP надо отключить.
Алгоритм использования этого средства может быть следующий. Этап первый, когда еще ничего страшного не случилось, но на панели мигает лампочка срабатывания ESP, а машина почему-то не едет вперед, хотя мы жмем на газ. Для начала надо остановиться, выйти из авто и выяснить, что там под колесами и перед бампером. Если никаких существенных преград типа снежного бруствера не наблюдается, садимся за руль и не отключая ESP, но поставив передние колеса прямо «враскачк» пытаемся выскочить из скользкого плена. Не вышло? Отключаем ESP, позволяя ведущим колесам немного буксовать и пробуем проделать то же самое — «раскачка» вперед-назад при оборотах двигателя 2500−3000 в минуту (не больше, иначе можно еще сильнее закопаться).
Не помогает опять? Выходим и смотрим внимательнее подо все колеса — возможно где-то требуется отгрести в сторону горку снега или убрать ледяную глыбу (камень и т. п.). Снова садимся за руль и если вокруг машины есть свободное место, пытаемся сдвинуть ее вбок с отполированного колесами места. Особенно удобно это делать если, если авто переднеприводное и оснащено обычным механическим «ручником», а не электронным «кнопочным» стояночным тормозом: затянул его, руль вбок и — газку. Если и на новом месте не помогла «раскачка», то остается уповать только на помощь извне — крепких прохожих, или другой машины с тросом.
Заметим, что по результатам опроса читателей портала «АвтоВзгляд» выяснилось следующее. 70% из них вообще никогда не пользуются кнопкой отключения ESP. Фактически это означает либо то, что они ни разу не застревали в грязи или снегу, либо застревали, но понятия не имеют, что могли бы выпутаться из ситуации нажав «ESP off».
Еще 14% из числа проголосовавших сообщили, что постоянно ездят с отключенной системой стабилизации. Надо полагать, она у них либо сломана, либо граждане мнят себя «шумахерами», которым электронные помощники не указ. В обоих случаях это — до первого ДТП на скользкой дороге.
И только 16% из числа наших читателей понимают, зачем нужна ESP и умеют правильно ею пользоваться. Они выключают ее несколько раз в год. Именно столько раз среднестатистическому автовладельцу может потребоваться небольшое увеличение проходимости личной машины.