Над Памиром сгущаются тучи: силовики Таджикистана провоцируют жителей Горного Бадахшана на новые акции протеста — Андрей Серенко

Автор -
2146

Из Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Республики Таджикистан (РТ) поступают тревожные новости, пишет в своем телеграм-канале эксперт Андрей Серенко.

Похоже, там готовится масштабная провокация, целью которой является получение республиканскими властями повода для «окончательного решения памирского вопроса» — расправы над местными лидерами ГБАО, кстати, последовательно ориентирующихся на Москву.

Источники в Хороге сообщают, что, как минимум, трижды за последние 10 дней (ориентировочно 4, 6 и 8 января) в тёмное время суток (приблизительно в 2:30 ночи) из здания Управления ГКНБ по ГБАО выезжали военные пикапы в которых находились молодые мужчины в характерной афганской одежде (пакули и т.д.). Пикапы двигались в сторону границы с Афганистаном. Группы местной молодежи Хорога, которые дежурят по ночам в городе, опасаясь очередной силовой спецоперации, заметили, как эти машины направлялись в направлении Поршинева (Шугнанский район).

«Есть опасения, что таким образом таджикские спецслужбы готовят очередную провокацию и могут ликвидировать местных неформальных лидеров. В их числе бывших полевых командиров Мамадбокира Мамадбокирова, Хурсанда Мазорова, Мунаввара Шанбиева, Толиба Айембекова и других, — отмечают источники. — Возможно, таджикские силовики предполагают, что с устранением этих лиц протестное движение на Памире окончательно будет подавлено».

Пока цели таинственных перемещений военных пикапов из областного Управления ГКНБ не известны. Однако они происходят одновременно с новой активизацией сил ГКНБ и МВД в Хороге.

Как сообщают источники с места событий, в течение первой недели января таджикские силовики начали вновь вызывать на допросы активистов и лидеров протестного движения в ГБАО, появились слухи о скором возбуждении уголовных дел в отношении некоторых из них.

«Возможно, таджикские власти решили начать операцию радикальной зачистки на Памире, используя для этого как повод недавние события в Казахстане, — комментируют ситуацию источники в Хороге. — Президент Рахмон давно хочет это сделать и, как говорят, пытается получить санкцию Москвы на проведение такой акции. Видимо, его спецслужбы будут пытаться представить обстановку в ГБАО в качестве аналога казахстанских протестов, вкупе с неким «афганским следом», чтобы, таким образом, получить согласие российской стороны на уничтожение оппозиции в Хороге».

По словам ещё одного источника, «события в Казахстане, в которые вмешалась Москва, вероятно, вдохновили Эмомали Рахмона, который 10 января во время внеочередной сессии ОДКБ заговорил о «спящих ячейках террористов» и необходимости борьбы с этим явлением»: «Кроме того, за последние недели имели место трое переговоров по телефону Владимира Путина и Рахмона. Создаётся впечатление, что в Душанбе очень сильно хотят получить одобрение Москвы для силового решения» памирского вопроса».

Все источники при этом отмечают, что, в отличие от казахстанского протестного движения, оппозиционные группы в ГБАО настроены абсолютно пророссийски. Они, в частности, выступают за усиление российского влияния в Таджикистане в целом и в ГБАО, в частности, и против укрепления здесь позиций Китая, в интересах которого практически открыто действует Эмомали Рахмон и его администрация.

Зачистить с согласия Москвы пророссийские политические группы на Памире, чтобы потом окончательно сдать этот регион китайцам — ход, конечно, со стороны команды Рахмона красивый…

Остаётся надеяться, что Москва не позволит себя развести в такой деликатной ситуации и защитит своих памирских сторонников, одних из немногочисленных в сегодняшней Центральной Азии.

Источники в Хороге сообщают также, что из города эвакуированы двое сотрудников «американского уголка» (граждане США) и двое русских преподавателей (граждане России), которые работают в хорогских школах по специальной программе. Республиканские власти объяснили необходимость эвакуации тем, что не могут гарантировать обеспечение их безопасность, пишет Серенко.

Эксперт сообщает также со ссылкой на источники, что следственная комиссия со стороны гражданского общества, которая участвовала в расследовании убийства 29-летнего жителя Рошткалинского района Гулбиддина Зиёбекова (погиб в ходе спецоперации ГКНБ РТ), сегодня утром была распущена.

Кроме того наши источники из Хорога сообщают, что в отношении Фаромуза Ирагешова, который возглавлял “Группу-44”, созданную по итогам митинга в Хороге 25-28 ноября для переговоров с властями, возбуждено уголовное дело. Его и другого члена этой группы Темура Шоназарова обвиняют в препятствии следственному процессу.

Напомним, что убийство местного жителя Гулбиддина Зиёбекова 25 ноября 2021 года произошло в ходе спецоперации ГКНБ Таджикистана по его поимке и вызвало стихийный протест в административном центра ГБАО — городе Хороге. Тогда более пяти тысяч жителей административного центра региона вышли к зданию областной администрации и потребовали отставки председателя области Алишера Мирзонабота (генерал ГКНБ и экс-заместитель председателя ГКНБ), а также глав всех силовых структур, привлечения к ответственности лиц, причастных к убийству Зиёбекова, и полного восстановления интерент-связи с регионом.

27 ноября по протестующим был открыт силовиками огонь на поражение, в результате чего 17 человек было ранено.

28 ноября власти объявили, что принимают все требования протестующих, согласились на создание “Группы-44” из числа представителей митингующих для дальнейших переговоров и обещали амнистировать лиц, участвующих в этих протестах.

Однако спустя полтора месяца ни одно из требований протестующих не было выполнено. Следственная комиссия распущена, глава «Группы-44” привлечен к уголовной ответственности, все участники протестных акций систематически получают повестки из прокуратуры и ГКНБ.

Источники в Хороге сообщают, что «очевидно, силовики таким образом подталкивают население к новым протестным акциям и, вероятно, в ближайшее время такие акции могут начаться».

«Протесты в современном Таджикистане это нонсенс, который исключен практически во всех регионах республики. Единственной областью, где периодически люди выходят на митинги и выражают свою гражданскую позицию, остаётся ГБАО», — подчёркивают источники.