Власти Казахстана должны освободить журналистов и активистов, которые были произвольно задержаны за освещение ими массовых протестов последних полутора недель, предоставить информацию обо всех арестах, связанных с протестами, и обеспечить соблюдение прав человека всех задержанных, заявила Amnesty International. Согласно официальным правительственным данным, число лиц, арестованных с момента начала протестов 2 января, достигло почти 10 тысяч человек.
Также должны быть немедленно освобождены те из находящихся под стражей, которые не совершили международно признанных преступлений и были произвольно задержаны, в том числе лишь за нарушение неоправданно ограничительного законодательства Казахстана о массовых собраниях.
Amnesty International также призывает власти Казахстана провести эффективное и беспристрастное расследование всех сообщений о нарушениях прав человека, включая применение смертельной силы со стороны силовиков, и уважать права человека в контексте волнений.
«Хотя ситуация в Казахстане вроде бы успокоилась, кризис далёк от завершения. Сейчас нет ничего более важного, чем свободный доступ к независимой информации, установление ответственности за все нарушения прав человека, что были совершены, и взятие властями на себя обязательств уважать права человека в будущем», — заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.
Число погибших остаётся неизвестным
Точное число жертв недавнего насилия в Казахстане остаётся неизвестным. Власти подтвердили, что по меньшей мере 18 сотрудников правоохранительных органов были убиты, но пока не раскрывают число жертв среди гражданского населения. Девятого января Telegram-канал, связанный с правительством, опубликовал информацию о гибели 164 человек, но позже Минздрав дезавуировал её как технический сбой.
«Молчание властей относительно количества жертв беспорядков и обстоятельств их гибели возмутительно. Информация о жертвах среди гражданского населения должна быть раскрыта немедленно», — заявила Мари Стразерс.
Доступ в Интернет ограничен, журналистов преследуют, правозащитников очерняют
В ходе протестов и последующих беспорядков власти Казахстана отключили Интернет и ограничили мобильную связь на пять дней. Одновременно они обвинили правозащитников и активистов в разжигании «незаконных» демонстраций и приступили к арестам независимых журналистов.
Так, 7 января Лукпан Ахмедьяров, редактор газеты «Уральская неделя», был арестован в Уральске и помещён под арест на 10 суток якобы за нарушение неоправданно ограничительных правил проведения массовых собраний в Казахстане. Пятого января в связи с их работой во время акций протеста были задержаны и допрошены два журналиста казахской службы радио «Свобода» — радиостанции «Азаттык». Десятого января власти также приказали независимому российскому СМИ «Фергана.ру» удалить репортаж о кризисе под угрозой привлечения к уголовной ответственности. Также поступали сообщения об отказе во въезде в страну иностранным журналистам. Между тем, несмотря на то, что к 10 января доступ в Интернет в масштабах страны был восстановлен, на местах власти регулярно продолжают блокировать его на какое-то время, мобильные мессенджеры также зачастую остаются недоступными.
«Власти должны восстановить неограниченный доступ в Интернет, разблокировать все другие формы общения и прекратить репрессии в отношении тех, кто самостоятельно собирает и делится информацией. В условиях кризиса независимая информация имеет решающее значение. Отключение доступа в Интернет властями было сродни помещению всего населения под стражу без связи с внешним миром», — заявила Мари Стразерс.
«Amnesty International по-прежнему глубоко обеспокоена тем, что президент Касым-Жомарт Токаев на национальном телевидении обвинил журналистов и правозащитников в подстрекательстве к беспорядкам — этот нарратив с тех пор был принят различными людьми, занимающими руководящие должности в Казахстане», — подчеркнула она.
Жестокое обращение и право задержанных на справедливое судебное разбирательство
Во вторник МВД Казахстана сообщило, что почти 10 тысяч человек были арестованы после массовых беспорядков и ожесточенных столкновений между полицией и протестующими. Уже возбуждено более 400 уголовных дел. По заявлению Генпрокуратуры, большинство этих уголовных дел касаются совершения актов насилия, в том числе убийств. Однако в некоторых случаях, о которых известно Amnesty International, власти Казахстана преследовали мирных инакомыслящих по расплывчатому обвинению в «возбуждении социальной розни». Фигурантом подобного дела в том числе стал в связи с проведением одиночного уличного пикета в Степногорске 4 января эколог Артём Сочнев.
Чрезмерно ограничительный закон Казахстана, регулирующий массовые собрания, фактически запрещает любые уличные протесты, если только они не разрешены эксплицитно местными властями. Согласно этому закону, тысячи казахстанцев, принявших участие в мирных акциях протеста в последние дни, подлежат аресту и штрафу или аресту на срок до 15 суток.
«Мы крайне обеспокоены условиями содержания и основаниями для ареста тысяч задержанных. Также есть пропавшие без вести, в том числе журналист Махамбет Абжан, местонахождение которого остается неизвестным с 6 января», — сказала Мари Стразерс.
«К сожалению, в Казахстане по-прежнему широко распространены несправедливые судебные процессы, а также пытки и другие виды жестокого обращения, а адвокатам часто отказывают в доступе к своим клиентам или затыкают рот подписками о неразглашении информации. По меньшей мере один юрист, Абзал Куспан, был задержан и сам находится под арестом на 10 суток просто за участие в мирной демонстрации», — уточнила она.
Риск пыток и других видов жестокого обращения демонстрирует случай Викрама Рузахунова, джазового музыканта из соседнего Кыргызстана, который на момент начала протестов находился в Казахстане на гастролях. В воскресенье казахстанское государственное телевидение показало кадры его допроса, на котором Рузахунов с видимыми синяками на лице «признавался» в том, что был якобы за деньги завербован неизвестными лицами для участия в акции протеста. Рузахунов был освобождён в понедельник после дипломатического протеста со стороны Кыргызстана.
«Все, кто был произвольно задержан только за участие в акциях протеста, должны быть немедленно освобождены. Протестующим, обвиняемым в совершении международно признанных насильственных преступлений, должно быть обеспечено справедливое судебное разбирательство в соответствии с международным правом в области прав человека. Между тем, все сообщения о жестоком обращении со стороны должностных лиц должны быть эффективно расследованы, а виновные привлечены к ответственности», — заявила Мари Стразерс.