«Внуки Первого учителя»: Что писал французский педагог о советской школе в Кыргызстане

Автор -
639

Этот текст, который был написан в поддержку СССР в 70-х — труд Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Название отсылает к творчеству писателя Чингиза Айтматова. Француз, кстати, посетит его родную деревню в Кыргызстане, пишет автор канала «А в прошлом веке…».

В книге Бувар подробно описывает систему среднего и профессионально-технического образования для населения страны. Несколько глав в книге посвящено новым работам советских ученых-педагогов. И отдельная глава — о достижениях педагогов-психологов в области обучения слепоглухонемых.

Все свои изыскания Жорж Бувар записывал. Так и появилась его книга, которая была переведена на русский и опубликована в Союзе в 1981 году.

В посте будут цитаты из книги, а также фотокарточки, которые французский гость сделал в СССР. Фото сделаны не только в Средней Азии, но и в других регионах Советского Союза.

Жорж Бувар про СССР конца 70-х:

«Сейчас около 100 миллионов советских людей учатся в различных учебных заведениях, получая профессиональные знания или совершенствуя их. А свыше 45 миллионов детей и подростков ежегодно садятся за парты в школах и выпускных группах детских садов. Как видим, количество учащихся детей в СССР почти равно населению Франции».

На фото: 1926 год. Школа ликбеза в Бухаре.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«Мне не довелось увидеть на месте те перемены, которые произошли в Куркуреу. Апрель, когда я был в Киргизии, выдался студеным, и там, на высокогорных долинах, еще продолжалась зима. На пастбищах лошадям и овцам приходилось разгребать копытами слой снега для того, чтобы добыть себе корм. Председатель колхоза «Талас» был вынужден срочно выехать в город Фрунзе, столицу республики, чтобы получить дополнительные корма для скота. Я .встретил его как раз в то время, когда он просил помочь ему в этом депутата Верховного Совета СССР Чингиза Айтматова — автора повести «Первый учитель».

На фото: Юные гонщики и «инспекторы» дорожного движения.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«Общая сумма средств, выделенных в государственном бюджете на просвещение, достигла, например, в 1978 году 35,1 млрд. рублей. Это значительные средства, но к ним еще надо прибавить крупные суммы, отчисляемые различными общественными организациями, предприятиями, колхозами, совхозами для оборудования школ. Ежегодное увеличение сумм, расходуемых на образование, nозволяет Советскому Союзу постепенно переходить к полностью бесплатному образованию: к бесплатным учебникам (решение по этому вопросу принято в 1978 году), к бесплатному для учащихся проезду на общественном транспорте, к бесплатному питанию (оно уже сейчас бесплатное во многих сельских школах, в профессионально-технических училищах), организации бесплатных мероприятий для детей».

На фото: В одной из тысяч детских художественных студий.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«Следует обращать внимание на разнообразие факультативов. Например, в Дубне 74 процента учащихся факультативно занимаются по математике, физике или по литературе, в то время как этот важнейший научный центр располагает высококачественным оборудованием и специалистами и для организации занятий по химии, биологии и истории. К сожалению, в некоторых школах факультативные занятия превращаются в своего рода подготовку к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение. Не случайно 1144 опрошенных учащихся в школах Молдавии и Литвы, отвечая на вопрос о причинах выбора того или иного факультативного занятия, сообщили, что главным для них. при этом было желание лучше подготовиться к экзаменам в институт».

На фото: На книжном базаре.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«Трудовое обучение в Советском Союзе имеет две стороны. Они дополняют друг друга, хотя и должны быть четко разграничены: с одной стороны — это политехническое обучение, с другой — профессиональная подготовка».

На фото: Площадка для игр в одном из детских садов Норильска.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

«Характерной чертой профессионального обучения в Советском Союзе в настоящий момент является быстрый рост количества ПТУ и общего числа учащихся в них. В ближайшие годы главной целью в СССР будет являться привлечение к этой системе образования около половины общего числа школьников, заканчивающих восьмой класс».

На фото: В одной из музыкальных школ города Фрунзе.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

На фото: Сергей Сироткин, несмотря на свою слепоту, мастер на все руки, он легко разбирается в сложной электронной аппаратуре.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«В этой школе, где обучаются сто слепоглухонемых детей, занятия разделены на три периода: подготовительный, школьный и профессиональной подготовки. Каждая группа состоит из трех учеников. В процессе обучения участвуют преподаватели и воспитатели. Школа и дети полностью содержатся за счет государства. К концу периода переобучения (он может продолжаться до трех лет) они говорят достаточно правильно, чтобы их могли понять. Они читают различные книги и учебники, отпечатанные шрифтом Брайля. Все умеют печатать на машинке».

На фото: Доцент Людмила Обухова (в центре) проводит семинарское занятие со слепоглухонемыми студентами. В проведении занятий ей помогают студенты-психологи.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«Прежде всего наблюдается ускоренный pocr числа учителей в целом: с 1425 тысяч в 1950 году до 2335 тысяч в 1978 году. В Советском Союзе создана насrоящая «армия учителей». «Армия» с преимущесrвенно женским сосrавом: в ее рядах 71 процент женщин. В Советском Союзе, так же как и в других странах, налицо явление феминизации образования. Увеличение числа учителей позволило уменьшить число учеников на одного учителя с 23,6 в 1950 году до 17 ,9 (в среднем) в 1975 году. Результатом этого явилось значительное улучшение условий учительского труда, которое следует развивать и дальше, поскольку в городах классы по 35—40 учеников еще не сrали исключением».

На фото: Юрий Лернер в своей мастерской. Руки заменяют скульптору зрение.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.

 

«Дети приходят в «экспериментальный дом» и работают там по два с половиной часа в неделю в группах по 10—12 человек под руководством педагогов. Их семь на 120 детей, выбранных среди тех, кто уже проявил определенный талант. Как их набирают? В школах, в кружках, в домах пионеров. Но у Г. Игитяна есть и свой метод:

— 20 мая, в праздник молодежи, дети приходят на площадь Ленина и рисуют мелом на тротуарах. Детишки часто создают там свои маленькие шедевры. Я нахожу своих «маленьких rениев» на тротуаре. Вся Армения представляет собой музей резного камня, миниатюр. Это произведения не одной rениальной личности, а rения всего народа. Народ рождает таланты повсюду, важно их обнаружить. Вот почему я интересуюсь детьми. Если судьба оставит мне еще несколько лет жизни, вся Армения научится рисовать, — с гордостью говорит Игитян».

На фото: В детской картинной галерее в Ереване.

Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Фото: Книга Жоржа Бувара «Внуки Первого учителя». Издательство: Прогресс, 1981 год.
Поделиться