Ученые из Политехнического университета Валенсии (Испания) обнаружили 29 источников утечек метана на нефтегазовых месторождениях госкомпаний «Туркменгаз» и «Туркменнефть», расположенных на берегу Каспийского моря в Балканском велаяте Туркменистана. Об этом 2 февраля сообщила «Хроника Туркменистана» со ссылкой на Bloomberg.
24 из 29 источников утечек — погасшие факелы, которые ранее использовались для утилизации метана, при сгорании распадающегося на пар и углекислый газ (он является менее опасным парниковым газом). Остальные пять источников — вероятно, дыры в трубах. С января 2017 по ноябрь 2020 года из этих источников произошло 944 утечки.
Исследователи отмечают, что такие проблемы замечены только на месторождениях «Туркменгаза» и «Туркменнефти» — вероятно, из-за устаревшей, плохо обслуживаемой инфраструктуры. На месторождениях, которые разрабатывают зарубежные частные компании, утечек нет. Обе госкомпании проигнорировали обращения ученых, которые просили прокомментировать ситуацию.
Впрочем, проблемы случаются не только у туркменских госкомпаний. 15 ноября в Киянлы (Балканский велаят) на газовом терминале малазийской компании Petronas Carigali произошел выброс газа в виде пламени высотой 120 метров. Служба Каспийского экологического контроля и представители «Туркменгаза» инициировали проверку по факту инцидента лишь в декабре, после того, как о случившемся сообщил turkmen.news.
Согласно исследованию университета Валенсии, Туркменистан находится на пятом месте в мире по выбросам метана после России, США, Ирана и Ирака. Этот результат лучше, чем тот, о котором Bloomberg сообщал осенью 2021 года. Тогда Туркменистан поставили на третье место после США и РФ. Власти страны фактически не реагируют на обвинения в загрязнении воздуха. Так, сын президента Туркменистана, вице-премьер Сердар Бердымухамедов на «климатическом» саммите ООН в Глазго в ноябре заявил, что страна «изучит возможность участия» в Глобальном метановом обязательстве, предусматривающем сокращение эмиссии метана на 30 процентов за десять лет. Десятки стран уже присоединились к инициативе, которую Туркменистан лишь «изучит».
В январе президент Гурбангулы Бердымухамедов приказал чиновникам совместно с учеными разработать способ тушения так называемых «Врат Ада» — газового кратера Дарваза, горящего с 1970-х. Однако к этой инициативе специалисты отнеслись скептически. В частности, заведующий кафедрой геологии МГУ Виктор Старостин заявил: «Пара пустяков: пригнали десяток самосвалов, залили водой и готово! Но остается вопрос — зачем? Газ же все время будет идти из недр. Понимаете, это как обычная горелка. Потушите на кухне газ, но конфорку оставьте открытой — газ заполнит весь объем, а потом обязательно взорвется. Так же и в кратере Дарваза. Потушить можно, но до первой искры или окурка».