Ученые впервые наблюдали, как шимпанзе наносят раздавленных насекомых на раны. Самолечение часто встречается в животном мире, но исследователи еще никогда не наблюдали наружного использования потенциальных лекарственных средств. Примечательно также и то, что шимпанзе лечат не только себя, но и неродственных им сородичей. Такое поведение очень редко наблюдается у каких-либо видов, кроме человека. Статья опубликована в журнале Current Biology, пишут СМИ.
Ученые из Оснабрюкского университета и проекта Ozouga Chimpanzee Project впервые наблюдали, как шимпанзе наносят раздавленных насекомых на свои раны и раны своих сородичей. Обезьяны, которых изучали авторы, обитают в Национальном парке Лоанго в Габоне. Исследователи наблюдают за сообществом из 45 шимпанзе уже многие годы, уделяя особое внимание их социальным отношениям, стычкам с соседними группами, охоте, использованию инструментов, а также их когнитивным и коммуникативным способностям.
«Самолечение — использование частей растений или несъедобных веществ для борьбы с патогенами или паразитами — наблюдалось у многих видов животных, в том числе насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих, — говорит соавтор исследования Симона Пика. — Два наших ближайших современных родственника, шимпанзе и бонобо, например, едят листья растений, обладающих антигельминтными свойствами и убивающих кишечных паразитов».
Однако наружное использование лекарственных веществ еще ни разу не наблюдалось у животных. Теперь ученые предоставили свидетельства того, что шимпанзе регулярно ловят насекомых и наносят их на открытые раны. Вероятно, эти беспозвоночные могут обладать противовоспалительными или антисептическими свойствами. Использование насекомых в терапевтических целях у людей началось в 1400 году до н. э. и до сих пор популярно у некоторых слоев населения. Другое объяснение использования насекомых может заключаться в том, что это просто часть местной культуры шимпанзе, которая не несет никакой пользы.
Примечательно также и то, что таким образом шимпанзе лечат не только свои собственные раны, но и раны других неродственных им особей. Такие примеры явного просоциального поведения редко наблюдаются у каких-либо видов животных, кроме человека.
Теперь ученые планируют определить вид насекомых и исследовать их потенциальные лекарственные свойства. Кроме того, авторы хотят понять, как лечение связано с социальным поведением, то есть какой член группы выступает в роли «доктора», а какой в роли «пациента». Ученые надеются также выяснить, как шимпанзе обучаются этому процессу.