В Алматы в воскресенье, 13 января, на площади Республики проходит траурная акция в память погибших во время Кровавого января и митинг против пыток. В районе проведения акции заблокирован интернет.
Траурный митинг в 40-й день Кровавого января начался в Алматы на площади Республики, несмотря на запрет властей. В Казахстане официально митинги носят уведомительный характер, однако уведомления требуют «согласования» с местным исполнительным органом, что по сути не меняет процедуру проведения собраний. Две недели назад власти Алматы отказали активистам в проведении траурного митинга. Формально поводом послужило то, что площадь Республики «не включена в число утвержденных маслихатом площадок для проведения мирных собраний».
Тем не менее 13 января около полудня на площадь начали собираться люди. Активисты принесли списки погибших, раненых и подвергающихся пыткам в СИЗО задержанных. Акция началась с чтения молитвы, на месте также раздавали шелпеки (казахский обычай, когда раздают жареные лепешки в знак памяти умерших и благополучия живых).
Через несколько минут после появления первой группы людей на площади в районе площади замедлилась скорость интернета, а еще через время связь пропала вовсе — активисты заявили о блокировке. Власти Казахстана традиционно отключают интернет в местах проведения митингов, видимо таким образом пытаясь помешать массовому распространению информации. Репортеры Азаттыка в районе площади заметили скопление полицейских машин, спецтехники, предположительно с глушилками связи.
Журналисты сообщают, что людей на площади становится всё больше. По разным оценкам, на митинги пришло от 300 до 700 человек. Люди держат плакаты с надписями: «Токаев, уходи. Тебя ненавидит вся страна!», «Пыткам нет», «Стоп фашизму», «Требуем независимого расследования» — и растяжку с надписью: «Народ – не террорист!»
Инициативная группа «Демпартии» во главе с Жанболатом Мамаем подошла к площади, скандируя «Назарбаев сотталсын» («Судить Назарбаева»). Среди требований «демократов» — объявление импичмента президенту Касым-Жомарту Токаеву, досрочные президентские выборы без кандидата Токаева. Мамай потребовал также прекратить пытки и выпустить из тюрем незаконно задержанных людей. Он считает, что государство обязано выплатить компенсации семьям погибших во время Кровавого января.
Среди митингующих много матерей, отцов и других родственников задержанных во время январских событий. Они заявляют о нечеловеческом обращении в стенах СИЗО, давлении и пытках с целью признать вину. Матери требуют освободить задержанных несовершеннолетних, наказать полицейских, ответственных за пытки, в том числе министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева.
У монумента собрались также люди, которых связывают с группой по созданию партии «Ел тірегі». С речью выступил и бизнесмен Булат Абилов (тот самый Абилов, создавший инвестиционно-приватизационный фонд «Бутя Капитал» в 90-х, руководитель партии «Азат» в начале 2000-х ), который после многолетнего молчания публично призвал людей выйти на митинг. В своем выступлении он предложил переименовать проспект Назарбаева в проспект Қаңтар (Январь), отменить закон о первом президенте и лишить Назарбаева всех привилегий.
Корреспондент Orda.kz поговорил с Булатом Абиловым.
«Мы должны добиться, чтобы никогда больше казах в казаха не стрелял. Чтобы власть не дала приказ армии, полиции стрелять в мирных демонстрантов. Мы знаем, что 20 тысяч террористов не было. Ясное дело, они готовили заранее террористов своих. Они видели опыт Кыргызстана, Грузии, Украины и Беларуси — везде я был. Они готовились к такому варианту. День-два-три ещё бы стояла площадь, весь Казахстан бы вышел и власть ушла бы. Мы видели, что она уже не управляла. Они этот вариант готовили, этот расстрел произошёл на наших глазах. Это не Желтоксан 30 лет назад, откуда остались одно-два видео. Мы даже не знаем, что там творилось. Здесь ничего не скроешь — все задокументировано. И сейчас в мире нас воспринимают азиатской неразвитой страной. Где в мире сейчас убивают сейчас официально по 225 человек за сутки? Ни в одной стране такого нет», – рассказал свою позицию Булат Абилов.
На вопрос корреспондента Orda.kz, планирует ли он проводить дополнительные политические акции, Абилов ответил, что задумывается об этом. Первоочередно, по его словам, Казахстану необходимо вернуть все природные богатства.
Рядом с монументом Независимости, где проходит митинг, активисты провели арт-перформанс: кладут красные яблоки на белые листы бумаги. Всего их 227 — ровно столько людей, по официальным данным, погибло в начале января в Казахстане.
Однако власти до сих пор не опубликовали имен погибших. Обнародовать имена и фамилии убитых и раскрыть обстоятельства их гибели призывают правозащитники и мировая общественность.
Массовые протесты в январе были обусловлены неконтролируемым ростом цен и падением уровня жизни. Акции начались с требования снизить цены на автогаз на западе Казахстана и переросли в общенациональные демонстрации практически во всех городах Казахстана. Однако мирные митинги спустя четыре дня закончились погромами и кровопролитием.
Президент Токаев заявил о попытке захвата власти и нападении неких «террористов», обученных за рубежом. Убедительных доказательств в пользу этого утверждения до сих пор нет. Но есть свидетельские показания о пытках в СИЗО, давлении с целью выбить признания в «терроризме», «массовых беспорядках», «хищении оружия» и других преступлениях.
Политолог Досым Сатпаев заявил корреспонденту Orda.kz, что пришёл на не согласовнный митинг, чтобы почтить память погибших и выразить соболезнования их родственникам.
«Хочу поддержать гражданские инициативы, потому что считаю, что общество в Казахстане сильно изменилось. Это не связано с январскими событиями, оно стало меняться намного раньше, ещё с событий в Жанаозене и «земельных митингов». Я пришёл для того, чтобы помянуть погибших, выразить соболезнования тем людям, которые потеряли близких. Это важно, потому что через такой катарсис мы должны проходить. Очень печально, что сама власть этого не показала. Токаев сегодня был в мечети, но мне кажется, намного раньше надо было выразить соболезнования. Признать, что погибли мирные граждане, провести независимое расследование. Надо признать, что информация про 20 тысяч террористов неверная. Мне кажется, что такие митинги показывают, что общество требует изменений и реформ, а также они показывают, что у власти не так много времени на эти изменения. Люди уже не хотят ждать 30 лет, им не нужны косметические изменения. Они должны быть системные. Январские события показали, что если этих изменений не будет, то следующие социальные взрывы могут быть еще более мощными», – объяснил свою позицию Досым Сатпаев.
Общественный деятель Санжар Бокаев потребовал еженедельного отчёта о проделанной работе по событиям Кровавого января. Он заявил, что нельзя повесить все на экс-председателя КНБ Карима Масимова и провести суд в закрытом режиме.
«До сих пор не проведено тщательное и объективное расследование того, кто является заказчиком и исполнителем всех этих убийств. Власть должна понимать, что каждый день, затягивая с этим вопросом, они только увеличивают дистанцию между обществом и властью. Всё, что произошло было сделано людьми, которые имеют непосредственное отношение к власти. Это не те, посторонние, как нас пытаются убедить. Бандиты были, но надо узнать, откуда они появились, кто их готовил. Почему не раскрывают имена? Нельзя всё это повесить на одного Масимова и в закрытом порядке провести суд. Я считаю, что Токаев должен лично еженедельно информировать общество о ходе следствия. Либо это должен делать министр внутренних дел, но еженедельно. За эту неделю, мы выяснили, что задержанных столько-то, непричастных мы выпустили, по этим у нас есть доказательства, пыток нет или есть, если есть – почему? Если нет, то докажите, что их ( пыток) нет. Проведите по местам, где держите людей», – рассказал Санжар Бокаев.
Активисты заявили, что проведут ещё один митинг через 20 дней, если не будет принято решение по задержанным.
«Сегодня поминки 40-го дня, следственные мероприятия у нас идут 2 месяца. У них есть ещё 20 дней, чтобы принять решения по задержанным. Если этого не будет, мы выйдем на митинг через 20 суток,» – заявили демонстранты.
Сотрудники городской прокуратуры заявили, что готовы принять заявления от родственников погибших и арестованных во время событий Кровавого января. Заместитель прокурора Алматы Назарбай Ибраймолдаев пообещал, что никого не оставит без внимания.