Председатель кабинета министров Акылбек Жапаров заявил о причастности родственников супруги бывшего президента Аскара Акаева к незаконным операциям, связанным с Кумтором.
Жапаров заявил, что близкие Майрам Акаевой имеют отношение к продаже акций канадской Centerra Gold Inc, разрабатывавшей рудник с 2003 по 2021 годы.
Аскар Акаев покинул страну после народных волнений в марте 2005 года, в прошлом году он дважды приезжал в Кыргызстан для дачи показаний в рамках уголовного дела по проекту «Кумтор».
Председатель кабинета министров Акылбек Жапаров 15 февраля на пресс-конференции заявил, что родственники Аскара Акаева замешаны в продаже акций «Центерры Голд» на сумму 44,3 млн долларов.
Он отметил, что показания бывшего президента, подтвердившего наличие коррупционных элементов, способствовали продвижению переговоров с канадской «Центеррой»:
— В 2003 году, когда была образована компания «Центерра», некая австралийская компания приобрела ее акции и продала их за 44,3 млн долларов. Все концы сводятся к родственникам первого президента (Аскара Акаева – прим. ред.). В 2012-2013 годы это расследовала Генеральная прокуратура и доказала. Родственники его супруги [Майрам Акаевой] тоже в бегах, они все подтвердили. Суд понемногу выносит решения: кто виноват, а кто нет. Если Кумтор передали бы кыргызскому народу, то судьба президентов не была такой печальной.
Акылбек Жапаров еще в прошлом году в связи с Кумтором упоминал родственников Майрам Акаевой и компанию Central Asia Gold, зарегистрированную в Австралии. Тогда он был депутатом Жогорку Кенеша и возглавлял государственную комиссию по изучению деятельности месторождения.
Опираясь на заключение юридической компании «Мушкат», Жапаров заявлял о наличии связи семьи Акаева с этой австралийской компанией, и что следствием установлен факт владения данной фирмой ряда месторождений в Кыргызстане.
«Эта компания нигде не известна, она зарегистрирована в Австралии. Когда «Центерра» выходила на биржу Торонто, без каких-либо объяснений этой компании было передано свыше 3 млн 800 тысяч акций. Через некоторое время их продали за 44,6 млн долларов. Это все было расследовано в рамках уголовного дела и доказано. Юридическая компания «Мушкат» тоже изучала это дело. Они заключили, что есть сомнительные моменты, по которым нужно привлечь семью Акаева к ответственности. Но все это так и осталось. Данная компания продала акции и позже в Кыргызстане получила пять лицензий на разработку золотоносных рудников. Среди них есть и месторождение Талды-Булак Левобережный. Потом стало известно, что компанию продали казахским инвесторам. Позже расследование остановили, когда стало известно, что эти инвесторы – приближенные президента Казахстана», — говорил Жапаров.
В заключении государственной комиссии, в которой председательствовал Акылбек Жапаров, отмечен основатель Central Asia Gold — некий Жамакеев. Члены комиссии утверждают, что он приходится племянником Майрам Акаевой и сыном ее сестры Санатгуль и зятя Марата Жамакеева.
Однако, комментируя данный вопрос «Азаттыку», Майрам Акаева отвечала, что эта информация – полная ложь:
— Все это сказки. Бог все видит. Я это говорю в день орозо. Пусть они уточнят, о какой моей сестре и ее сыне идет речь. Есть сотни Жамакеевых. Это просто попытки очернить нас. До этого дня наших родственников столько раз проверяли. Теперь еще это причисляют. Но ничего не нашли. Мои сестры – простые люди. Такого быть не может. Если они раньше проверяли, то почему не сказали об этом и не вызывали на допросы? Ни одну из моих сестер не вызывали по этому поводу. У них нет никакого богатства. Было бы — сразу предъявили бы обвинения. С моими родственниками и Аскара Акаевича все в порядке. Все они там (в Кыргызстане). В свое время всех их проверяли, вызывали на допросы. Никого из них не привлекали и ни в чем не обвиняли.
Аскар Акаев в своих интервью по поводу Кумтора также высказывал обвинения в адрес самого Акылбека Жапарова.
В 2012 году руководством Кыргызстана была нанята зарегистрированная в Израиле юридическая компания «Мушкат» — для изучения деятельности по месторождению Кумтор, свое заключение она вынесла в 2013-м.
Экс-депутат ЖК Кожобек Рыспаев в том году руководил профильным комитетом парламента. Он рассказал о попытках ознакомиться с информацией юридической компании:
— Тогда были названы имена, но нам не предоставили информацию. Там же звучали утверждения, что «есть акционеры с кыргызской стороны, есть руководители, они имеют долю». Но нам не предоставили информацию о них. Тогда сказали, что с кыргызской стороны есть другие акционеры, кроме Акаева. Мы подняли вопрос, чтобы открыто сказали — кто эти акционеры, но нам ничего не дали.
Обвинения Акылбека Жапарова опровергает сторонник Аскара Акаева, общественный деятель Бекболот Талгарбеков. Он утверждает, что лично видел заключение компании «Мушкат», где информация предоставлена в виде предположений:
— В 2012 году, когда президентом был Алмазбек Атамбаев, наняли израильскую компанию «Мушкат» и попросили установить причастность Аскара Акаева к Кумтору. Они написали отчет с предположением, что «возможно, семья Акаева вывела 55,5 млн долларов». Я своими глазами видел этот документ. Мне его дал один из депутатов VI созыва Жогорку Кенеша, и я ознакомился с ним. Я спросил, как они используют эти предположения со словами «возможно», но они ответили: «Их использует только Акылбек Жапаров». Это равносильно утверждению, что Акаев украл луну. Он (Акылбек Жапаров – прим. ред.), наверное, повторяет то же самое. Если они украли столько денег, то Акаева надо задержать, чего его балуют? Надо было немедленно арестовать!
Также Талгарбеков считает необоснованными предположения о связи Улана Жамакеева, племянника Майрам Акаевой, с рудником Талды-Булак Левобережный.
«В Таласе и Кемине есть рудники с названием Талды-Булак. В свое время Талды-Булак в Таласе был выставлен на аукцион. Тогда заявление [на участие] подал Улан Жамакеев. Некоторое время он владел лицензией. Но у него не нашлось денег на разработку и он сдал [лицензию] обратно. Эта лицензия была аннулирована. Месторождение в Таласе не работало. Месторождение в Кемине разрабатывалось. Через «Кыргызалтын» куда-то перевели 11 млн долларов с месторождения Талды-Булак Левобережный. Акылбек [Жапаров] говорит, что Улан Жамакеев получил лицензию и тем самым вводит в заблуждение. Если Улан Жамакеев и правда вывел 11 млн долларов с кеминского месторождения, то почему его не приведут и не накажут?», — вопрошает общественный деятель.
Аскар Акаев проживает в России, куда бежал после событий 24 марта 2005 года. В прошлом году он дважды приезжал в Кыргызстан и дал показания спецслужбам по «делу Кумтора». В одной из своих бесед бывший президент отмечал, что «уголовное преследование в его отношении прекращено, и все дела закрыты». Позднее ГКНБ опроверг заявление Акаева. В ведомстве отметили, что «расследование по делу Кумтора, в том числе в отношении Аскара Акаева продолжается. А бывшему президенту предъявлено новое обвинение — по эпизодам заключения генерального соглашения с компанией «Камеко» в 1992 году и реструктуризации проекта «Кумтор» в 2003-м».
Президент Садыр Жапаров отмечал, что показания Акаева по вопросам Кумтора принесли пользу следствию.