В мире пошла обратная волна. Во многих странах отменяют эпидемиологические ограничения, а в тех государствах, где строгие меры еще сохраняются, начинают принимать решения по постепенному возвращению к допандемийным порядкам. Но, предупреждают специалисты граждан, нельзя думать и нельзя вести себя так, как будто пандемия закончилась, сообщает Республиканский штаб.
COVID, к сожалению, никуда не делся, борьба с коронавирусом продолжается, риск тяжело заболеть остается, остается вероятность повторного введения жесткого варианта ограничений, пишут медики. В этой связи весьма примечателен опыт Германии, которая, к слову сказать, относительно лучше — в сравнении с соседними странами — справилась с последней волной инфекции. И даже в такой достаточно благополучной ситуации в ФРГ не пошли на резкие шаги, а решили выходить из пандемии постепенно, в три этапа.
Первый этап, который фактически уже начался, — это отмена всяких ограничений на личные контакты для привитых и переболевших ковидом. Для непривитых ограничения сохраняются до 19 марта: если хоть один взрослый участник частной вечеринки не вакцинирован, то в гости можно приглашать не более двух человек из другого домохозяйства. На этом же этапе отменяется контроль на входе в любые магазины, в частности, промтоварные, отовариваться в которых до сих пор могли только привитые и переболевшие. Правда, пока остается необходимость надевать во всех магазинах защитную маску, желательно FFP 2.
Второй этап начнется 4 марта. С этого дня ходить по ресторанам и ночевать в гостиницах смогут не только привитые и переболевшие, но и клиенты со свежим отрицательным тестом на коронавирус. Ограничения останутся для ночных клубов и дискотек: в них до поры до времени будут пускать только дважды привитых, причем, еще и с негативным тестом или бустерной прививкой. На массовые межрегиональные мероприятия, в том числе спортивные под открытым небом (имеются в виду крупные футбольные матчи), будут пускать до 75 тысяч зрителей, но только привитых, переболевших, с бустерной прививкой или отрицательным тестом. В закрытые помещения — не более 6000 человек. И то — при условии, что заполнены не больше 60 процентов зрительских мест, а сидящие на них надели защитные маски.
Наконец, третий этап начнется 20 марта — с наступлением в Германии метеорологической весны. С этого дня, как сказано в одобренном на совещании у канцлера постановлении, «должны быть отменены все существенные защитные меры», если ситуация в больницах это позволит. При этом, однако, не уточняется, какие именно меры глава правительства Германии и земельные премьеры считают «существенными».
Чем объясняется столь осторожная политика властей Германии? Той же причиной, о которой эксперты постоянно напоминают: может прийти новая волна пандемии.
COVID-19 продолжает представлять «значительную угрозу» для здоровья граждан, а также безопасности США, подчеркивается в документе Белого дома. И неудивительно, что на днях президент Джо Байден продлил действие режима чрезвычайной ситуации, введенного в стране в марте 2020 года. Лидер США отметил, что коронавирус унес жизни более 900 тысяч американцев, и для борьбы с ним, по его словам, по-прежнему требуются все возможности федерального правительства. По данным Университета Джонса Хопкинса, отметим в скобках, в США с начала пандемии выявлено более 78,3 миллиона случаев заражения коронавирусом. Жертвами COVID-19 свыше 933,7 тысячи американцев. По этим двум показателям Соединенные Штаты занимают первое место в мире.
Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус, к примеру, считает, что сейчас в мире «идеальные условия» для возникновения более заразного и опасного варианта коронавируса: «По сути, имеющиеся сейчас условия являются идеальными для возникновения более заразного, более опасного варианта». Широкий охват вакцинацией населения в некоторых странах и тот факт, что омикрон-штамм коронавируса вызывает в целом менее тяжелое течение заболевания, привели к появлению «опасного нарратива о том, что пандемия закончилась». «Но это не так», — констатировал генеральный директор ВОЗ, напомнив, что каждую неделю от ковида в мире умирают около 70 тыс. человек, что системы здравоохранения перегружены, а наблюдение за эволюцией вируса является недостаточным.
Для остановки мутации коронавируса необходимо за шесть—восемь месяцев достичь коллективного иммунитета, считает директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Александр Гинцбург. Ученый напоминает, что штаммы появляются постоянно, однако стать эпидемически значимым может тот из них, что будет лучше преодолевать иммунитет, который есть в популяции. «Эволюция штамма будет продолжаться постоянно. И для того, чтобы ее остановить, в этом наша задача, мы должны за шесть, семь, восемь месяцев на всем земном шаре, его накрыть иммунологическим зонтиком», — отметил Гинцбург. По словам ученого, этого можно добиться прежде всего вакцинацией. И пока не удастся привить всех, эволюция штамма будет продолжаться в тех, кто не вакцинирован.
Ученые провели новое исследование, которое показало, что непривитые против коронавирусной инфекции люди имеют в пять раз больше шансов вновь заболеть COVID-19 в сравнении с теми, кто сделал прививку. Это потому, что иммунитет, приобретенный из-за инфекции, недолговечен. Многие пациенты думают, что, поскольку у них есть антитела против COVID-19, им не нужна вакцина. Эксперт по инфекционным заболеваниям доктор Брюс Фарбер из Northwell Health в Манхасете (штат Нью-Йорк) считает ошибкой быть убежденными в том, что перенесенная болезнь обеспечит постоянный иммунитет. «Сейчас это происходит все чаще. Я им говорю: вы знаете, вы правы, есть определенный иммунитет от перенесенного COVID-19, но вы можете продлить этот иммунитет и усилить этот иммунитет с помощью бустера», – рассказывает ученый. Фарбер также прогнозирует, что людям нужно будет ежегодно вакцинироваться против COVID-19 потому как коронавирус продолжит мутировать.
Британские ученые считают, что следующий штамм коронавируса может быть гораздо опаснее предыдущих вариантов. Как рассказал профессор-эпидемиолог Марк Вулхаус из Эдинбургского университета, «омикрон» — это другая генеалогическая ветвь COVID-19 и не связана напрямую с «дельтой». В связи с этим обстоятельством до конца непонятно, откуда появится новый вариант и какие в итоге у него будут свойства. «Он может быть как более, так и менее патогенным. После «омикрона» вариантов будет больше, и если они будут более заразными, они будут доминировать. Они могут оказаться более смертельными или иметь более серьезное негативное влияние», предупреждает специалист.
Сейчас в медицинских изданиях разгорелась дискуссия о том, придет ли шестая волна COVID-19 летом текущего года. Вероятность возникновения нового штамма коронавируса и всплеска роста заболеваемости в июне не следует рассматривать как высокую, поскольку «омикрон» продолжает вытеснять другие штаммы и является доминирующим, считает доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский. С ним не вполне согласен глава рабочей группы по математическому моделированию и прогнозированию COVID-19 Алексей Боровков, который не исключил того, что в начале лета может случиться новый всплеск заболеваемости — шестая волна коронавируса.
Новые штаммы коронавирусной инфекции будут появляться и в дальнейшем, но спрогнозировать, когда именно это произойдет, затруднительно, пишет директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. При этом она подчеркивает, что моделировать поведение коронавируса крайне сложно: «Я бы относилась к математическим моделям спокойно и с известной долей скепсиса. Я не берусь предсказывать, что будет происходить летом. Будет ли это шестая волна и можно ли с такой точностью предсказать развитие эпидемического процесса, покажет время, я не думаю, что нужно гадать и серьезно относиться к прогнозам. Какие вирусы будут циркулировать, какие будут мутации — точно не математические модели это предсказывают, это случайные процессы. Несомненно, что будут новые штаммы. Надо просто понимать, что мы живем в достаточно агрессивном окружении микромира. И единственная борьба с ним — это наша иммунная система, ее укрепление, соблюдение мер гигиены».
Споры в профессиональных кругах идут и о будущем вакцинации, об эффективности разных ее стратегий. Но одно уже ясно: SARS-CoV-2 продолжает эволюционировать, появляются новые штаммы, появляются и новые препараты. И необходимость вакцинироваться и ревакцинироваться ни у кого не вызывает сомнений: прививки необходимы, если хотим снизить риск тяжелого течения болезни, госпитализации и смерти.