Всё-таки греть или не греть – есть ответ специалиста, пишут СМИ.
Греть или не греть мотор перед поездкой? Мы узнали, что на этот счет думает человек, занимающийся созданием и оптимизацией гоночных движков в компании ECR Engines Д-р Энди Рэндольф.
Тема необходимости прогрева мотора зимой – вечная. Об этот вопрос сломано немало копий, а мнений на этот счет больше, чем звёзд на небе. Правда, обычно на этот счёт высказываются люди, далёкие от разработки и доводки моторов. Мы узнали, что на этот счет думает человек, занимающийся созданием и оптимизацией гоночных движков в компании ECR Engines, Д-р Энди Рэндольф.
Д-р Рэндольф является специалистом с мировым именем и занимается разработкой моторов для автомобилей гоночной серии NASCAR.
По мнению инженера, холодный мотор страдает от двух факторов. Первый заключается в холодном масле, которое из-за низкой температуры становится слишком вязким. Производители масел отчасти решают эту проблему, грубо говоря, смешивая компоненты с разными характеристиками вязкости: один – с низким коэффициентом вязкости, а второй – с высоким.
Таким образом получается масло, которое не теряет своих свойств ни при низких температурах, ни при высоких. Правда, это совсем не означает, что вязкость масла не растёт с падением температуры.
В морозную погоду масло становится таким вязким, что теряет способность проникать в самые узкие масляные каналы двигателя. Особенно, если ваш двигатель с большим пробегом. Это приводит к недостаточной смазке некоторых движущихся элементов до тех пор, пока блок двигателя и само масло не прогреются. Кроме того, масляный насос может даже переходить в режим кавитации, когда начинает засасывать воздух (это происходит, когда скорость выкачивания масла насосом становится больше пропускной способности всасывающего патрубка).
Вторая проблема, по мнению д-ра Рэндольфа, заключается в алюминии, из которого сегодня изготавливается большинство моторов. У алюминия коэффициент теплового расширения гораздо выше, нежели у чугуна. Алюминий при нагреве и охлаждении расширяется и сжимается гораздо сильнее чугуна. Из-за этого в сильные морозы зазоры между деталями двигателя уменьшаются ещё больше.
Главная проблема заключается в том, что блок двигателя изготовлен из алюминия, а коленвал – из чугуна. Получается, что блок на морозе сжимается гораздо сильнее, чем коленвал, а подшипник вала прилегает плотнее, чем нужно. «Сжатие» всего мотора и сокращение зазоров приводит к усиленному трению подвижных частей двигателя друг о друга. Усугубляет ситуацию вязкое масло, не способное обеспечить хорошую смазку.
Д-р Рэндольф советует всегда прогревать мотор в течение пары минут перед началом движения. В теории это правильно.
Но насколько сильно износится мотор, если каждый зимний холодный день средний водитель будет отправляться в путь сразу после запуска? И как быть с мнением авторитетных экспертов, которые говорят, что продолжительный прогрев мотора только вредит?
Действительно, давать мотору работать на холостых оборотах 10–15 минут не нужно. Маслу обычно не требуется более 3–5 минут, чтобы войти в диапазон рабочей температуры (в зависимости от марки самого масла и температуры окружающей среды). Если на улице минус 20 или около того, нужно подождать около 5 минут – этого будет достаточно для прогрева масла примерно до плюс 20 градусов. Дальше можно смело ехать.