Российские банки ввезли в страну рекордный объем наличной валюты — $4,97 млрд. Больше ввозили лишь на фоне паники марта 2020 года и в кризис 2014-го. Об этом сообщают «Известиям».
По данным ЦБ РФ, в декабре 2021 года в Россию ввезли наличной валюты на сумму $4,97 млрд. Это четвертый рекордный показатель в истории. Больше наличных долларов и евро банки ввозили лишь на фоне «ковидной» паники марта 2020-го ($6 млрд) и в 2014-м ($9,5 млрд в марте и $10,1 млрд в декабре).
В сравнении со средним показателем января–ноября (а это около $2 млрд в месяц) завоз наличной валюты подскочил в 2,5 раза, а в пересчете вес стодолларовых купюр достиг 50 т.
Как следует из отчетности, основной объем завезенной валюты, как и ранее, составляют доллары — $3 млрд, по сравнению с ноябрем их количество возросло на 77%. Евро же по сравнению с ноябрем завезли в пять раз больше. В пересчете по долларовому курсу — $2 млрд. Для сравнения, предыдущий рекорд марта 2020-го составлял $1,4 млрд.
Такое резкое увеличение ввоза наличной валюты связывают с опасениями жестких западных санкций, которые могут повлечь трудности в совершении безналичных валютных операций. Под предлогом эскалации конфликта на Украине, в которой страны Запада безосновательно обвиняют Россию, нашу страну угрожают отключить от глобальной системы межбанковской связи SWIFT (к ней подключены 11 тыс. банков по всему миру), закрыть доступ на финансовые рынки крупнейшим кредитным организациям, закрыть доступ к средствам Международного валютного фонда.
США, кроме прочего, упоминают о возможности наложить запрет на любые операции российских банков с долларами. Осуществление этой угрозы сделает теоретически невозможными и операции с наличной американской валютой, хотя не до конца остается понятным возможный механизм осуществления такого запрета.
Однако большинство аналитиков склоняются к тому, что отключение России от SWIFT, даже при негативном сценарии развития событий, в настоящий момент представляется маловероятным. Во-первых, SWIFT — частная компания, зарабатывающая на российских банках. Причем систему те используют не только для международных транзакций, но и для внутренних межбанковских переводов. Чтобы SWIFT отключила кого-то, необходимо решение соответствующих структур ЕС или угроза санкций США против самой SWIFT. Но в этом случае пострадают торговые партнеры России — европейские и американские компании.
«Тем не менее, если рассматривать наиболее пессимистичные сценарии, то дальнейшая эскалация напряженности и введение новых санкций против РФ, включая ограничения против российских банков, способны привести к волатильности валютного курса и увеличить спрос на наличную валюту», — отмечает Михаил Беспалов, аналитик «КСП Капитал».
Как добавляет Александр Коренев, квалифицированный инвестор ЦБ РФ, проблема усугубляется тем, что санкции планируются против банковского сектора, особенно системообразующих российских банков. Именно эта отрасль в связи со всё еще большим количеством валютных вкладов, остро нуждается в наличных долларах и евро. Банки должны населению около $92 млрд. Все эти средства куда-то вложены, инвестированы, а собственно наличных у кредитных учреждений нет, указывает аналитик.
По данным ЦБ РФ, в 2021 году физические лица в России купили наличную иностранную валюту на $16,6 млрд, это на 15,2% меньше, чем в 2020 году. Объем проданной физическими лицами валюты в 2021 году увеличился на 2%, до $11,2 млрд. Всё это указывает на отсутствие в прошлом году ажиотажного спроса на доллары и евро.
В январе 2022 года россияне чаще продавали валюту, чем покупали ее. Согласно исследованию, проведенному банком «Русский стандарт», общее число валютных операций выросло на 8% по сравнению с январем 2021 года. При этом относительно декабря число валютообменных операций оказалось ниже на 28%. На продажу евро и доллара пришлось 64% всех конвертаций, а на покупку — 36% соответственно.
Однако в условиях продолжающейся международной напряженности, влияющей на экономическую ситуацию, всё может измениться, как это уже бывало в прошлом. Поэтому банки спешат запасать наличную валюту заранее в ожидании «набега» вкладчиков. Таким образом, эксперты сходятся в том, что банки закупают валюты не потому, что боятся запрета на валютные операции, а по объективным соображениям.
«Кредитные организации готовятся к оттоку средств панически настроенного населения, поэтому есть закупка. В 2014 году подобное наблюдалось. В 2020 году из-за начавшейся пандемии люди также запасались деньгами», — отмечает Андрей Сырчин, управляющий фонда CARF. Сегодня же роль триггера играет информационная «накачка» со стороны западных СМИ, которым население, возможно, и не доверяет, но предпочитает подстраховаться.
«Резкое обострение геополитической ситуации и массовая информационная кампания способны породить волны паники в нашей экономике и у домохозяйств. В России сложилось твердое убеждение, что валюта — это спасительный защитный актив во время экономических потрясений и турбулентностей. Поэтому банки готовятся к резкому росту спроса на этот актив», — пояснил экономист Петр Заборцев.